Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Архангельск — столица СМП

Мэр Архангельска: Мы рассчитываем получить статус столицы Северного морского пути

Опубликовано: URL: http://www.regnum.ru/news/1605596.html

«Мы рассчитываем, что столицей Северного морского пути станет Архангельск и рассчитываем в этом на поддержку руководства страны», — заявил мэр Архангельска Виктор Павленко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«По сути, Северный морской путь это национальная транспортная магистраль России — единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по нашим территориальным водам, — отметил градоначальник. — Поэтому возрождение российской северной транспортной системы отвечает интересам не только Архангельской области, но и других приполярных регионов страны. До 90% запасов углеводородного сырья расположено на шельфе арктических морей и без Северного морского пути их освоение невозможно. Кроме того, эта трасса в три раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Северный морской путь испокон веков начинался здесь, в Архангельске и сегодня мы сохранили опытные кадры, у нас базируется ледокольный и гидрографический флот, создание Северного федерального университета также ориентировано на освоение Арктики. Немаловажным плюсом Архангельска является размещение в нашем городе Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которое располагает гидрографическим флотом, обеспечивает навигацию на Севморпути до Певека.

Исторически развитие Архангельска получало мощный импульс, когда город был нужен стране для выполнения стратегических задач. Сегодня наш город снова востребован государством как столица Арктики, как столица Северного морского пути. Поэтому для Архангельска актуальной остается тема модернизации морского порта и строительства его глубоководного района, развитие сопутствующих перерабатывающих производств, прокладка железнодорожной магистрали Белкомур. Для города это новые рабочие места, пополнение муниципального бюджета, а, следовательно, реальный рост благосостояния жителей. Именно это и является нашей главной целью».

Напомним, 80 лет назад 17 декабря 1932 было образовано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть. Архангельское территориальное управление Главсевморпути было одним из самых крупных в стране, объединявшим почти весь ледокольный флот Арктического Севера. В 1969 году основные функции Главсевморпути приняло на себя Министерство морского флота СССР. В настоящее время решается вопрос о размещении одного из офисов администрации северного морского пути в Архангельске.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/1605596.html#ixzz2FmLo8kuw

Губернатор Архангельской области: У администрации Севморпути может быть два офиса — в Москве и Архангельске

Опубликовано: URL: http://www.arnews.ru/news/1604993.html

В консультациях с Министерством транспорта РФ, по словам губернатора Архангельской области Игоря Орлова, было достигнуто понимание, что одного офиса для администрации Севморпути, расположенного в Архангельске, будет мало. Об этом сегодня, 14 декабря, в ходе пресс-конференции в Санкт-Петербурге, заявил глава региона, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы договорились о том, что будет одновременно открываться офисы в Архангельске и Москве, чтобы разделить представительские функции и прикладные, — пояснил Орлов. — Наш офис будет ориентирован на прикладные вещи — взаимодействие с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с полярной авиации, работы системы реагирования на проблемные ситуации в Арктике. Что касается разрешительных мероприятий, то это будут функции московского офиса».

Игорь Орлов рассказал, что Архангельск рассматривается как приоритетное место для размещения Администрации Севморпути. «Мы обращались с предложением создать администрацию Северного морского пути в Архангельске, поскольку это было традиционно. Это предложение было поддержано президентом России, — отметил Орлов. — Главное управление Северного морского пути было создано в Советское время именно здесь, и потом представительство администрации Севморпути существовало здесь до 2005 года. Но тогда не было законодательной базы».

Сейчас вся законодательная база под создание Администрации Севморпути есть — согласно соответствующему распоряжению создание администрации произойдет одновременно со вступлением в силу федерального закон о Северном морском пути, то есть к концу января 2013 года.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, о том, что Администрация Северного морского пути может быть размещена в Архангельской области, в начале декабря 2012 года сообщил специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров в ходе международного форума «Арктика: настоящее и будущее». Однако заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов тогда ни подтвердил, ни опроверг это заявление.

Напомним, что 30 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании федерального казённого учреждения «Администрация Северного морского пути», который в том числе вводит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов.

Северный морской путь — это кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч километров (через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч километров). Севморпуть обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северного морского пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12,8 тысячи морских миль, то Северным морским путем — только 5,8 тысячи морских миль.

Замминистра транспорта РФ: «Место администрации Севморпути будет определено с точки зрения интересов всей транспортной системы

Опубликовано: URL: http://www.arnews.ru/news/1601208.html

Администрация Северного морского пути может быть размещена в Архангельской области, сообщил специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. «Я скажу, что Архангельская область — есть поручение президента — изучить этот вопрос и доложить», — сказал Чилингаров журналистам в ходе международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

В свою очередь заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов пояснил, что пока конкретного решения по этому вопросу нет. «Я поэтому и обхожу этот вопрос, поскольку не было реального решения... есть несколько заявок, несколько регионов, которые хотели бы разместить у себя администрацию Севморпути. По закону у этой администрации очень широкие полномочия», — сказал Аристов. Он пояснил, что, по сути, администрация Севморпути будет разрешать или не разрешать ходить судам по этой «магистрали». Наличие такой мощной структуры интересно многим регионам России. «Но мы-то будем рассматривать с точки зрения интересов всей транспортной системы», — подчеркнул Аристов.

Он напомнил, что администрация Северного морского пути будет устанавливать и будет регулировать порядок плавания судов, правила ледокольной проводки, системы связи, словом, практически все функции.

Также Аристов заметил, что предложение ФГУП «Росатомфлот» по созданию национального оператора на Севморпути не является правильным. «Должна быть конкуренция, развитие и ходить по Севморпути могут все компании, которые обладают судами соответствующего ледового класса, а не только атомные ледоколы», — сказал Аристов.

Президент РФ Владимир Путин 30 июля подписал закон о создании федерального казённого учреждения «Администрация Северного морского пути», который в том числе вводит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов.

В частности, закон предусматривает создание администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, которое принимает заявления на право плавания в его акватории. Оговаривается, что размер платы за ледокольную проводку судна в акватории Севморпути определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях. При этом оплата такой проводки осуществляется исходя из объёма фактически оказанных услуг.

Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч километров (через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч километров). Севморпуть обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северного морского пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12,8 тысячи морских миль, то Северным морским путем — только 5,8 тысячи морских миль.

Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

19:12 05.12.2012

Северный морской путь — национальная транспортная коммуникация // Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография. — Архангельск, 2012

Представляется возможным размещение вновь создаваемой администрации СМП в городе Архангельске, который по праву имеет исторический статус «ворота в Арктику», претендуя в настоящее время на роль столицы Российской Арктики.В русле политики территориальной диверсификации размещения федеральных органов власти и управления такой подход представляется вполне обоснованным. Вовсе не обязательно все структуры власти и управления сосредоточивать только в Москве или Санкт-Петербурге. Для «Большого Архангельска» (Архангельск + Северодвинск + Новодвинск) это мощный импульс дальнейшего развития. На Русском Севере существуют многовековые традиции. Архангельск, основанный в 1388 году, как Михайло-Архангельский монастырь, стал в 1583-1584 годах военной крепостью или «городом», здесь в 1693-1862 гг. было построено 159 парусных кораблей. Морское соединение в составе трех вооруженных парусников, совершило в 1694 году под командованием Петра первого многодневное плавание в Белом море, что стало началом ВМФ России. Из Архангельского морского порта уходили сотни арктических экспедиций. Архангельск исторически всегда был воротами российского государства не только в Арктику, но и на Запад, местом встречи цивилизаций. Здесь расположено старейшее в стране мореходное училище, имеющее сейчас статус высшего. Есть все возможности для подготовки в Архангельске полярных капитанов, инженеров, управленцев и других специалистов для эксплуатации Севморпути и освоения Российской Арктики. Это Город воинской славы. Культурная столица Севера. Юбилейный XV Соловецкий форум 18-20 сентября 2012 года вполне обоснованно объявил Архангельск столицей Российской Арктики, территории диалога, арктической солидарности и партнерства[1].

Ближайшим серьёзным конкурентом Архангельска для размещения администрации СМП является незамерзающий порт Мурманска, где базируется атомный ледокольный флот России и имеется ряд других конкурентных преимуществ. Однако из-за соображений безопасности предпочтительнее разместить органы управления СМП в Архангельске, расположенном значительно южнее Мурманска и не имеющем непосредственной сухопутной границы с НАТО. В период Великой Отечественной войны именно в Архангельске с 17 октября 1941 года находился штаб уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере И.Д. Папанина, который с 1938 года возглавлял Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) при Совете народных комиссаров СССР, созданное в 1932 году[2].

Вероятнее всего, администрация СМП останется всё же в Москве, за исключением каких-то отделов, служб, приближенных непосредственно на передовую управления к театру арктического пространства в Архангельске, Мурманске, Тикси...

Июль 2012 года

Федеральный Закон Российской Федерации от 28 июля 2012 года  132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»

Принят Государственной Думой 3 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

Статья 1

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 46, ст. 5557; 2011, N 29, ст. 4281; N 50, ст. 7343) дополнить абзацем следующего содержания: «ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.».

Статья 2

Статью 14 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2008, N 30, ст. 3616) изложить в следующей редакции: «Статья 14. Плавание в акватории Северного морского пути

Плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.».

Статья 3

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2011, N 25, ст. 3534; N 30, ст. 4590; 2012, N 18, ст. 2128) следующие изменения:

  1. абзац пятый статьи 2 после слова «лоцманской» дополнить словами «, ледовой лоцманской»;
  2. в пункте 4 статьи 5:
  3. в абзаце первом слово «трасс» заменить словом «акватории»;
  4. в абзаце втором слова «на трассах» заменить словами «в акватории»;
  5. дополнить статьей 5.1 следующего содержания:

«Статья 5.1. Плавание в акватории Северного морского пути

1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

2. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

  1. порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
  2. правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
  3. правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
  4. правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
  5. положение о навигационно-гидрографическом и гидро-метеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
  6. правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути;
  7. иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

3. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения и выполняющей следующие основные функции:

  1. прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути;
  2. мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути;
  3. согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути;
  4. предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;
  5. выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;
  6. содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
  7. выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
  8. содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.

4. Выдача предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

5. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.

Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг. «;

  • пункт 1 статьи 79 дополнить словами », в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб«;
  • пункт 1 статьи 107 дополнить словами «, а также к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути»;
  • статью 247 изложить в следующей редакции:

«Статья 247. Применение правил, установленных настоящей главой

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются, если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в настоящей главе, соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным настоящей главой, ничтожно.

2. Правила, установленные настоящей главой, применяются и в отношении судов, осуществляющих плавание в акватории Северного морского пути.»;

  • пункт 3 статьи 249 после слов «международном реестре судов,» дополнить словами «и иностранных судов».

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 июля 2012 года
N 132-ФЗ[3]

[1] Архангельск — столица Российской Арктики: Резолюция XV Соловецкого форума «Российская Арктика: история, современность, перспективы», город Архангельск 18-20 сентября 2012 года. URL: http://narfu.ru/news.php?ELEMENT_ID=44885 (дата обращения: 11.11.2012).

[2] Булатов В.Н. КПСС — организатор освоения Арктики и Северного морского пути (1917-1980). Изд-во Московского университета,1989. С.74.

[3] Опубликован: Российская газета, — 2012.- 30 июля. Федеральный выпуск № 5845