Арктика и Север

Наука

Развитие журнала «Арктика и Север» по данным РИНЦ:



График SI 2020.jpg

График ИФ 2020.jpg

График H 2020.jpg 
 

Арктика в объективе советского кино: «Два океана» Владимира Шнейдерова

Версия для печати

Головнев И.А.

Рубрика: Обзоры и сообщения

Скачать статью (pdf, 0.7MB )

Аннотация

Исследование направлено на введение в научный оборот неизученных материалов — кинодокументов советского периода, связанных с освоением российского Севера. Особое место в истории советской визуальной антропологии занимало направление так называемых экспедиционных фильмов — киноработ просветительского содержания о народах и территориях СССР, — достигшее своего расцвета на рубеже 1920-х — 1930-х гг. Одним из первопроходцев этого направления по праву считается режиссёр В.А. Шнейдеров, автор серии фильмов о территориях Советского Союза («Великий перелёт», «Памир (подножие смерти)», «На высоте 4500» и др.). Помимо решения творческих задач, производство таких фильмов являлось частью государственного эксперимента по конструированию образов регионов и страны в целом. Советская власть использовала ресурсы кинематографа как средство массовой информации и агитации. В данной статье на примере экспедиционного фильма «Два океана» классика документального кино В.А. Шнейдерова показана история покорения Северного морского пути и советской колонизации Арктики. В качестве контекста, в котором происходило создание фильма, рассматриваются параллельные процессы в советской культурной политике и кинематографе. Делается вывод об исследовательской ценности советского экспедиционного кино как комплексного исторического источника.

Сведения об авторах

Ключевые слова

Арктика, советское кино, Владимир Шнейдеров

индекс DOI

10.17238/issn2221-2698.2019.35.144


 

Арктические новости