Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Профессионально-образовательные стратегии студентов СПО (по материалам опроса в Мурманской области)

Недосека Е.В., Шарова Е.Н.

Рубрика: Северные и арктические социумы

Скачать статью (pdf, 1MB )

Аннотация

В статье анализируются образовательные и профессиональные стратегии выпускников системы среднего профессионального образования (СПО) Мурманской области, сформированные на основе преобладающих ценностей в условиях социализации в конкретном регионе. В работе акцентировано внимание на существующем противоречии в понимании причин роста количества поступающих в средние профессиональные учреждения. На основе статистических данных из различных источников представлен анализ системы профессиональной подготовки средне-профессионального уровня и обозначены особенности кадрового потенциала и потребностей региона. Авторы статьи акцентируют внимание на средовых факторах, способствующих формированию ценностей и реализации профессионально-образовательных стратегий молодёжи региона. В качестве теоретической рамки исследования авторы опираются на теорию социального конструктивизма Бергера П. и Лукмана Т., а также ценностную теорию Инглхарта Р. Объектом исследования выступила обучающаяся молодёжь выпускных курсов в системе СПО Мурманской области. Выбор конкретного субъекта АЗРФ (Мурманской области) обусловлен рядом причин: интенсивная миграционная убыль населения; существенное сокращение числа образовательных учреждений; сокращение численности студентов. Эмпирическую базу статьи составили результаты социологического исследования, проведённого в апреле-мае 2021 г. в Мурманской области методом онлайн-анкетирования среди выпускников образовательных организаций среднепрофессионального уровня — 519 человек. В ходе исследования профессионально-образовательных стратегий выпускников СПО проведён анализ образовательных планов, отношения к трудоустройству, в том числе по полученному направлению подготовки, трудовые ценностные ориентации, а также дополнительно рассмотрены миграционные установки обучающихся.

Сведения об авторах

Недосека Елена Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
nedelena@socinst.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1944-0367
Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического института, ул. 7-я Красноармейская, 25/14, Санкт-Петербург, 190005, Россия
Мурманский арктический государственный университет, ул. Егорова, 15, Мурманск, 183038, Россия

Шарова Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент
kateshar1@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-9042-3570
Мурманский арктический государственный университет, ул. Егорова, 15, Мурманск, 183038, Россия


Ключевые слова

молодёжь, образовательные и профессиональные стратегии, Мурманская область, кадровый потенциал региона

индекс DOI

10.37482/issn2221-2698.2022.49.193

УДК

[316.346.32-057.87+314](470.21)(045)


CCBYSA.jpg
Статья опубликована в открытом доступе и распространяется на условиях лицензии CC BY-SA.