Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Развитие атомного ледокольного флота и его роли в экономическом освоении Северного морского пути

Алексушин Г.В.

Рубрика: Социально-экономическое развитие

Скачать статью (pdf, 1.1MB )

Аннотация

В настоящей научной статье изучено развитие атомных ледоколов, история их ввода в строй и службы; исследован рост мощности атомных ледоколов. Сравнению подверглись советская и российская стадии их истории. Построена диаграмма этого развития. Сопоставлены ключевые тактико-технические данные атомных ледоколов; доказана их соразмерность и схожесть. Исследованы перспективы развития флота атомных ледоколов. Проанализирован и систематизирован рост грузооборота по Северному морскому пути в 1933–2022 гг. Сопоставлено развитие атомных ледоколов с ростом грузооборота по Северному морскому пути, доказана их взаимозависимость; построена диаграмма этой взаимозависимости. Выявлены причины влияния как развития экономики человечества в целом, так и политических событий в России и вокруг неё на изменения группировки атомных ледоколов. Выявлено многократное превосходство объёмов перевозок по Северному морскому пути в XXI в. над показателями советской эпохи, во многом обеспеченное ростом качества и количества атомного ледокольного флота. Показаны причины сокращения ледокольного атомного флота в начале XXI в. под влиянием общего временного сокращения грузопотоков по Северному морскому пути. Уточнены предельно малые и оптимальные размеры группировки атомных ледоколов для эффективной работы Северного морского пути. 

Сведения об авторах

Алексушин Глеб Владимирович, доктор исторических наук, доцент
gva3@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6624-4775
Самарский государственный экономический университет, ул. Советской Армии, 141, Самара, Россия


Ключевые слова

атомный, ледокол, Арктика, Россия, экономика, флот, Северный морской путь

индекс DOI

10.37482/issn2221-2698.2023.53.28

УДК

[629.561.5:338.1](985)(045)


CCBYSA.jpg
Статья опубликована в открытом доступе и распространяется на условиях лицензии CC BY-SA.