Наука

Развитие журнала «Арктика и Север» по данным РИНЦ:









 
 

Cовместное заседание президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Версия для печати
27.11.2015

Cовместное заседание президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

20 ноября 2015 года состоялось совместное заседание президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Был рассмотрен проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», обсуждались актуальные вопросы развития Российской Арктики, участия субъектов РФ и муниципальных образований АЗРФ в международных арктических форумах. Редакция журнала «Арктика и Север» публикует дайджест публикаций по этой теме.

Рисунок 1. 20 ноября 2015 года URL: http://iltumen.ru/sites/default/files/img_news/41d593c02dcf1149f9d9.jpg

Начиная заседание, Валентина Матвиенко отметила, что в последние годы проблемам Севера уделяется всё большее внимание: был принят ряд концептуальных документов, проделана серьёзная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны страны. «Но, несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно, — выразила мнение модератор мероприятия. — Я имею в виду отток населения, высокую степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры, особенно энергетической и транспортной». Беспокоит сенатора существенное сокращение населения в макрорегионе, отток квалифицированных молодых кадров и прибытие малоквалифицированной, социально не адаптированной рабочей силы. «Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной российской Арктики», — подчеркнула она. Также среди проблем Валентина Матвиенко назвала износ социальной инфраструктуры, высокую долю ветхого и аварийного жилья в регионах Арктической зоны, «старение» ледокольного и речного флота. Отдельно остановилась на теме Северного морского пути, который «потенциально мог бы стать одним из наиболее оживлённых транзитных маршрутов в мире». «По мнению экспертов, грузопоток по этому направлению можно увеличить к 2020 году не менее чем в 15 раз», — сказала она.

К арктическому законодательству относится более 500 нормативных правовых актов, из которых более 50 сохраняет силу ещё с советских времён. По мнению Валентины Матвиенко, в правовом регулировании Арктики преобладает отраслевой подход: действуют акты конституционного, административного, гражданского, экологического, земельного и других отраслей законодательства. «Такое дробление приводит к фрагментарности и разрозненности правовых норм. Это объективно препятствует решению многих важнейших вопросов — от утверждения принципов территориального подхода до стимулирования создания единой промышленно-транспортной инфраструктуры», — сказала она и добавила, что в текущем году состоялись заседания Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике в Якутске и Омске. В результате проведённого анализа пришли к единому мнению — необходимо принять специальный, системообразующий, межотраслевой, комплексный федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и предложила сформировать рабочую группу по разработке документа из представителей Правительства России, Администрации Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций с двумя сопредседателями — от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и от Государственной комиссии. Кроме того, предложила установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».

По мнению Валентины Матвиенко, закон должен стать надёжным правовым фундаментом реализации экономических интересов России в Арктике, должен содержать меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территориях Севера и Арктики, должен содействовать институциональному единству арктических территорий. «Обязательным условием должен стать комплексный характер проекта закона, наличие в нём производственного, ресурсного, транспортного, инфраструктурного блоков», — подчеркнула она и добавила, что в силу того, что Арктическая зона Российской Федерации крайне неоднородна по степени экономической освоенности, необходимо обеспечить максимально полное участие представителей всех регионов в работе над законопроектом.

Завершая выступление, Валентина Матвиенко отметила, что необходима единая мелодика отнесения территорий к Арктической зоне. Показывая на карту, спикер Совета Федерации отметила, что часть районов Якутии отнесена к Арктической зоне, а восемь труднодоступных улусов, которые также находятся за Полярным кругом, не вошли в перечень сухопутных территорий Арктической зоны России. «Такие же проблемы в Карелии и в других регионах», —отметила она и предложила пересмотреть методику отнесения территорий к Арктической зоне. «Сегодня Арктика, где проживает всего лишь около полутора процентов населения нашей страны, даёт примерно 12 процентов валового внутреннего продукта России, а социально-экономический потенциал её поистине неисчерпаем, и мы должны создать все условия для того, чтобы раскрыть его в полной мере», — подчеркнула она.

Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что «Арктика — это огромный, богатейший макрорегион, так как там находится более 80 процентов всех месторождений углеводородов России». Он согласился, что нерешённых проблем много. Прежде всего, необходимо решить, что такое Арктическая зона. «Чисто геометрическое произвольное деление — не укладывается в логику государственного мышления», — сказал он и добавил, что имеются также проблемы с недостаточным регулированием промышленной и транспортной инфраструктуры, поддержки предпринимательской деятельности, обеспечения социальных гарантий населения, проживающего или работающего в Арктической зоне. «Считаю, что наше обсуждение о разработке системообразующего законодательного акта, призванного собрать в единое целое предшествующие наработки, заполнить имеющиеся пробелы, должно носить конкретный и предметный характер. В Арктику нужно заходить, защищая её. Объединение усилий законодательной и исполнительной властей, конечно, позволят разработать и принять действенный законодательный механизм устойчивого и поступательного развития Арктической зоны», — подчеркнул он.

Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров сообщил, что Советом, прежде всего, был проведён анализ действующего арктического законодательства. Данный вопрос рассматривался на четырёх заседаниях Совета в текущем году в Москве, Якутске и Омске. «Анализ показал, что в настоящее время действует более 500 нормативных правовых актов, регулирующих правоотношение в Арктической зоне РФ. Этот, казалось бы, огромный массив документов, но он не создаёт надёжной законодательной основы для реализации целей и задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённой Президентом России, и не создаёт механизмов для реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации», — сказал сенатор. Причина в том, что многие документы принимались в совершенно другое время, совершенно других реалиях, создавались по ведомственному принципу и противоречат друг другу. Многие нормативные правовые акты носят фрагментарный и временный характер. «Нормативная база не соответствует реалиям сегодняшнего дня, тем более, задачам документа о стратегическом планировании. Необходимо разработать новый, целостный, комплексный, максимально полный и при этом максимально конкретный закон», — поставил задачу Вячеслав Штыров.

Он отметил, что Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации совместно с Государственной комиссией по развитию Арктики и Министерством экономического развития подготовлены примерная концепция и структура проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». По мнению Вячеслава Штырова, закон должен быть направлен «на создание условий для получения новых доходов, развития новых видов деятельности», среди которых назвал создание особых экономических зон, территорий опережающего развития, реализацию проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства, поддержку опорных базовых городов, поддержку всех инноваций, разработанных для Арктики, и многое другое. В основу, по мнению докладчика, должны быть заложены научные знания. Вячеслав Штыров поставил срок — законопроект должен быть внесён в октябре—ноябре 2016 года внести на рассмотрение Правительства РФ и Законодательного Собрания — в Государственную Думу и Совет Федерации.

Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский предложил рассматривать Арктическую зону как «особый экономический регион и регион с отдельным управлением». «Этот регион не однороден: это крупные и развитые центры как Мурманск и Архангельск, одновременно обширные, труднодоступные и малонаселённые территории Северной Якутии. Самое главное, что связывает эти территории воедино и выделяет на экономической карте России — это Северный морской путь», — отметил он. По мнению заместителя министра, при подготовке закона необходимо сосредоточиться на развитии экономических инструментов, которые будут отличаться для разных регионов Арктики в зависимости от их социально-экономического потенциала и хозяйственной специфики.

Все выступавшие выразили поддержку обсуждаемому документу. Так, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской подчеркнул, что ведомство поддерживает разработку проекта федерального закона. Он отметил, что поставлена масштабная задача закрепления на законодательном уровне мер, направленных «на закрепление особенностей развития Арктического региона, рационального использования его природоресурсного потенциала и минимизации экологических рисков при освоении». Также в поддержку проекта федерального закона выступили губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, глава города Норильска Олег Курилов.

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Талия Хабриева предложила в основу разработки закона положить концепцию «устойчивого развития Арктической зоны». «Если мы говорим об устойчивом развитии, то это предполагает учёт тех подходов и трендов, которые имеются в мировой практике. Когда говорят об «устойчивом развитии», предполагается обязательное соблюдение необходимых финансовых и экономических показателей, что немаловажно, чтобы закон был в будущем «работающим», — пояснила она.

Депутат Государственной Думы Валентина Пивненко высказалась о критериях природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических — по которым можно относить те или иные территории к сухопутным территориям Арктической зоны. Она сообщила, что проект закона был рассмотрен на социально-экономический секции Экспертного совета, были выработаны предложения, в том числе о включении в состав Арктической зоны восьми улусов Республики Саха (Якутия) и трёх районов Республики Карелия. При подведении итогов рассмотрения Вячеслав Штыров предложил Минэкономразвития России с участием Совета по Арктике и Антарктике в срок до 15 января 2016 года подготовить предложения по уточнению южных границ Арктической зоны РФ, в том числе с учётом предложений Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия для последующего внесения их на рассмотрение Президента России. «Этот вопрос необходимо решить, не дожидаясь, пока будет готов закон. Он важен в практическом плане, для решения других вопросов», — отметил Вячеслав Штыров. Валентина Матвиенко отметила, что предложение обоснованное.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров предложил Правительству Российской Федерации включить проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в план законопроектной деятельности Правительства РФ. Депутат Государственной Думы Григорий Ледков предложил включить в состав рабочей группы представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации.

Далее участники заседания рассмотрели вопрос об участии в международных арктических форумах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. С докладом по данной теме выступили Глава Якутии Егор Борисов и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Егор Борисов рассказал о председательстве Республики Саха (Якутия) в Северном Форуме. Также с докладом выступил посол по особым поручениям министерства иностранных дел Российской Федерации Владимир Барбин.

Комментируя мероприятие в Совете Федерации, спикер якутского парламента Александр Жирков сказал: «Во-первых, Правительство Российской Федерации и законодатели пришли к общему пониманию необходимости принятия специального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации. Очень важно, что они договорились по основной концепции данного законопроекта». Он напомнил, что первые три попытки провести аналогичный законопроект через Государственную Думу не увенчались успехом именно потому, что у Правительства и законодателей были различные подходы к этому проекту закона. «Сейчас это преодолевается, и это большой плюс», — подчеркнул председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн). «Во-вторых, я бы хотел отметить, что сегодня наметилась положительная подвижка в части определения южных границ Арктической зоны. И, в-третьих, сегодня две комиссии — и правительственная, и законодательная — заседали совместно под эгидой Совета Федерации. Это очень существенно. У меня нет полной уверенности, что мы все это, так как написано сегодня в плане, успеем сверстать, потому что это зависит от очень многих факторов, в том числе, финансовых. Расхождения по некоторым позициям ещё не преодолены, но, несмотря на это, я считаю, что сегодня состоялось одно из самых продуктивных заседаний по законопроекту о развитии Арктической зоны страны», — сказал Александр Жирков.

Пресс-служба Ил Тумэна URL: http://iltumen.ru/content/aleksandr-zhirkov-prinyal-uchastie-v- sov-mestnom-zasedanii-prezidiuma-soveta-po-arktike-i-ant. Фото пресс-служба Совета Федерации

Закон «О развитии Арктической зоны РФ» может быть принят в 2016 году // Известия. 2015. 20 ноября. URL: http://izvestia.ru/news/596628

В Совете Федерации совместно с представителями правительства готовы создать рабочую группу по разработке арктического законодательства. Законопроект «О развитии Арктической зоны РФ» может быть внесён в Госдуму в октябре-ноябре 2016 года. Об этом было заявлено на совместном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и госкомиссии по вопросам развития Арктики с участием спикера СФ Валентины Матвиенко и зампреда правительства РФ Дмитрия Рогозина. Участники заседания признали актуальность появления единого арктического законодательства, поддержав предложение о создании с участием всех ведомств специальной комиссии, которая займется его детальной проработкой.

— Необходим специальный, системообразующий, межотраслевой, комплексный федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ». Кстати, впервые проблему законодательного регулирования отношений в Арктической зоне поднял именно Совет Федерации еще в 1998 году. Если мы сегодня в ходе нашего совещания примем решение, что такой закон нужен, то сразу нужно принять и конкретные организационные меры, чтобы дело снова не затянулось на долгие годы, — подчеркнула, открывая заседание, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По её словам, новый закон должен стать надежным правовым фундаментом экономических интересов нашей страны в Арктике, в его рамках будут созданы организационные финансовые механизмы стимулирования развития арктических регионов, предусмотрены меры по повышению инвестиционной привлекательности этого крайне важного макрорегиона. Также, как считает Валентина Матвиенко, в проект закона необходимо включить меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территории Севера и Арктики.

Спикер СФ предложила из представителей правительства РФ, администрации президента, Совета Федерации, Госдумы и региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества сформировать рабочую группу, которая занялась детальной проработкой законопроекта, который сегодня разработан Советом Федерации на уровне концепции.

Предложение Валентины Матвиенко нашло активную поддержку зампреда правительства России Дмитрия Рогозина.

— Арктика — богатейший регион, у нас там 80% всех наших месторождений углеводородов. Одно это уже говорит о том, что этот регион должен находиться под нашим пристальным вниманием, — заявил Рогозин, указав, что Валентина Матвиенко справедливо отметила о наличии массы проблем по обширному спектру правового регулирования.

— Действительно, надо посмотреть, а что такое вообще Арктическая зона? Мы хотим географически провести линию и порезать субъекты РФ? Но такое субъектное деление не очень укладывается в логику государственного мышления. Конечно, у нас недостаточно регулируются вопросы промышленной и транспортной инфраструктуры, предпринимательской деятельности, обеспечение социальных гарантий лиц, проживающих в Арктической зоне. В этой связи считаю, что наше обсуждение по вопросу разработки системообразующего законодательного акта очень актуально. К этому вопросу надо приступать с сегодняшнего дня, — подчеркнул Рогозин.

Вице-премьер напомнил, что в 2012 году Минрегионом РФ был подготовлен проект федерального закона об Арктической зоне РФ, однако он так и не был внесён в связи с тем, что в нём не было предметов разового регулирования. В пример Дмитрий Рогозин привел законопроект об оленеводстве, «где было сказано, что ягель является традиционной пищей северного оленя».

— Критики этого закона справедливо говорили — а что, если мы не напишем этого в законе, северный олень об этом не узнает и умрет? — вспомнил Рогозин.

Свои предложения законодателям представили замминистра экономического развития Александр Цыбульский, губернаторы Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин и Чукотского автономного округа Роман Копин, глава Норильска Олег Курилов. Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров, вошедший в состав созданной комиссии, заявил о готовности внести законопроект в Госдуму октябре-ноябре 2016 года и нашел в этом поддержку спикера СФ Валентины Матвиенко, также заявившей о необходимости указания конкретных сроков и принятия закона «О развитии Арктической зоны РФ» в 2016 году.

URL: http://izvestia.ru/news/596628#ixzz3sadnLs00

Валентина Матвиенко предложила пересмотреть границы Арктической зоны // Парламентская газета. 2015. 20 ноября. URL: https://www.pnp.ru/news/detail/107420

Геннадий Мельник

Пятница, 20 ноября 2015 года 13:50

Методика определения границы Арктической зоны России, разработанная в Правитель-стве, несправедливая и требует пересмотра. Об этом заявила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике и членов Госкомиссии по вопросам развития региона.

Действующий подход к определению арктических границ нередко приводит к тому, что часть территории субъекта Федерации попадает в Арктической зону и, соответственно, получает все полагающиеся государственные преференции, а часть нет. Кроме того, не всегда понятно, по какому принципу выбирали территорию, которая вошла в Арктическую зону России. Напри- мер, в Якутии в неё не попали улусы, которые находятся за полярным кругом.

— Спрашивается, а что это за методика, которую придумало Министерство экономического развития? — возмутилась Валентина Матвиенко. — С кем она была согласована и почему на её обсуждение не пригласили заинтересованных руководителей субъектов Федерации?

По словам главы палаты регионов, для субъектов, которые таким образом были разделены границей Арктической зоны надвое, это очень больной моральный и политический вопрос. Схожие проблемы испытывает Карелия и другие регионы.

По итогам сегодняшнего мероприятия нужно подготовить поручение для Министерства экономики вернуться к этому вопросу, — подчеркнула спикер Совета Федерации. — Необходимо пересмотреть методику определения границ Арктической зоны, сделать её объективной, прозрачной и понятной. Чтобы все субъекты Российской Федерации находились в равных условиях.

  Западные спецслужбы пытаются вытеснить Россию из Арктики, используя экологическую тему как оружие // 20 ноября 2015 г. URL: http://neftegaz.ru/news/view/143584

Экологические проблемы как инструмент для выдавливания России из Арктики. Такую версию озвучил зампред правительства РФ и председатель Арктической госкомиссии Д. Рогозин в ходе совместного заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Госко-миссии по вопросам развития Арктики 20 ноября 2015 г.

По мнению Д. Рогозина, спецслужбы Запада и некоторые страны используют экологические проблемы для выдавливания России из Арктики. Более того, прикрываясь озабоченностью сохранения экосистемы Арктики в первозданном виде и сохранения благоприятной экологической обстановки, многие страны выступают против заявки РФ по расширению континентального шельфа. Как заявил Д. Рогозин, сегодня целенаправленно и системно используется экологическая тема. Россию упрекают во всех грехах и во всех мусорных мешках, которые были найдены на континентальном шельфе. И делается это не просто так. Большинство стран, в число которых входит Канада, США, Норвегия, категорически против российского присутствия на континентальном шельфе.

В начале августа 2015 г Россия подала заявку на расширение границ на шельфе Арктики. Границы расширить планируется за счет присоединения хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу. Россия ещё с 2001 г претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ранее её заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Теперь же все недостатки заявки, видимо, удалось скорректировать. Обновлённая заявка включает в себя подводные пространства площадью порядка 1,2 млн м2, простирающиеся более чем на 350 морских миль от побережья. Прогнозные ресурсы углеводородов рассматриваемых областей составляют 4,9 млрд т условного топлива. Отметим, что Россия планирует на весенней сессии ООН представить свою заявку на расширение границы континентального шельфа в Арктике. Весенняя сессия ООН состоится в период с февраля по март 2016 г.

Арктическая зона России: перспективы развития и потенциальные угрозы // Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь». 25.11.2015. URL: www.interaffairs.ru/news/show/14213

Итоги прошедшего совещания были подведены в мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» на пресс-конференции члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председателя экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова.

До сих пор арктическая политика России координировалась в соответствии с двумя основополагающими документами. Так, в 2008 году на федеральном уровне были приняты «Основы государственной политики в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу». В них нашли свое отражение национальные интересы, основные стратегические цели и приоритеты России в этом регионе. Во исполнение этого документа в 2014 году была разработана и утверждена Госу-дарственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В марте 2015 была сформирована Государственная комиссия по делам развития Арктики, а в Совете Федерации образован Совет по Арктике и Антарктике, который возглавил известный полярный исследователь Артур Чилингаров. Задачей этого Совета стал анализ законодательства, касающегося Арктического региона и подготовка современного комплекса нормативно-правовых документов, координирующих политику страны в этом регионе.

Впервые в российской политической практике разрабатывается такой комплексный закон, описывающий всю совокупность отношений в макрорегионе.

По словам В. Штырова, до сих пор подобной унификации арктического законодательства ещё не было. Отношения в Арктике регулируются большим количеством нормативных докумен-тов, в том числе принятыми ещё в Советском Союзе. «Многие из них принимались в разное время, в разные исторические эпохи, во многом противоречат друг другу или устарели. Поэтому возникла необходимость заменить весь этот массив одним документом, который мог бы послужить законодательной базой для развития Арктики, и для выполнения тех задач, которые были поставлены Основными направлениями и Стратегией развития Арктики», — сказал политик. В современной российской практике еще никогда не принимались такие комплексные законы, описывающие всю совокупность отношений в большом макрорегионе. Поэтому сама постановка вопроса вызвала много споров: не нарушается ли единое правовое пространство России, не будет ли нарушено единое экономическое пространство? Эти вопросы обсуждались в ходе целого ряда заседаний Госкомиссии. На протяжении текущего года его рассматривал Совет по Арктике и Антарктике России. «20 ноября 2015 года состоялось итоговое заседание, выслушаны все точки зрения и было принято решение принять такой закон. Теперь нам предстоит совместно с Правительством Российской Федерации продвигать его в Государственной Думе и Совете Федерации», — подчеркнул В. Штыров.

Приоритетные направления региона

В настоящее время для России приоритетным являются четыре направления развития Арктического региона.

Во-первых, он представляет собой уникальную ресурсную базу дефицитных в будущем ресурсов (как углеводородных, так и биологических) для удовлетворения потребностей экономического развития России. Исключительную важность для страны имеют местные запасы твердых полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Арктика формирует значительную часть валового внутреннего продукта России, тем самым она представляет собой регион будущего, платформу для развития страны, а в настоящее время обеспечивает значительную часть валового внутреннего продукта.

Во-вторых, Арктика — регион, оказывающий ключевое влияние на глобальные изменения климата. Поэтому важно, чтобы в Арктике была обеспечена экологическая устойчивость и равновесие.

В-третьих, Россия рассматривает Арктику как зону международного сотрудничества, мира и согласия, свободную от конфликтов. Сотрудничество на её территории должно осуществляться на принципах честного партнёрства.

В-четвёртых, Арктика — часть территории России, место жизни наших народов, и основная задача в том, чтобы обеспечить их достойное существование.

Если мы обратим внимание на современное состояние Арктического региона, то перед нами возникнет двойственная картина. С одной стороны, в Арктике находятся крупные промышленные комплексы. Среди них нефте- и горнодобывающие, включая такие гиганты, как «Норильский никель», а также золотодобывающие предприятия на Чукотке. Они не только вносят большой вклад в валовой внутренний продукт России, но и формируют статьи доходов бюджета. В Арктике сохранились крупные морские узлы, порты. В западном секторе Арктики сосредоточены объекты лесной промышленности, судостроения, представляющие собой основу промышленного комплекса России. «Арктика вносит значительно больший вклад в формирование валового внутреннего продукта, чем любой другой регион Российской Федерации», — заявил В. Штыров.

Вопросы гражданского и военного строительства в Арктике упираются в недостаточный объём строительных материалов. Ранее за строительство в Арктике отвечал «Арктикстрой», штаб-квартира которого находилась в Ленинграде, а представительство — практически в каждом поселке. Своеобразным государством в государстве был Северный морской путь, при котором была создана вся необходимая инфраструктура и логистика. Однако и сейчас на российском Севере остались крупные промышленные центры: Норильск, Архангельск, Мурманск, Певек. Эти города могут послужить базами для организации вахтовых поселков. В советское время по Северному морскому пути порог экономической эффективности составлял 12 млн. тонн грузов за одну навигацию. В 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. В настоящее время основной задачей остается их увеличение и возвращение к прежним показателям. Производство необходимой техники, обладающей способностью выдерживать морозы, необходимого научного оборудования может, по мнению эксперта, стать хорошим стимулом для предприятий, находящихся на «большой земле» откроет возможности для широкого использования потенциала так называемых тыловых промышленных центров. До сих пор требует тщательного изучения вопрос: могут ли через Арктику транспортироваться грузы, не принадлежащие России? Всесторонняя научная оценка потенциала региона, детальное изучение климатических особенностей региона должны помочь в этом.

В то же время за прошедшие четверть века в регионе произошла почти полная деградация многих ранее освоенных транспортных магистралей, включая Северный морской путь, что повлекло резкое понижение уровня жизни населения, отсутствие стимулов для работы. Люди по-прежнему уезжают из Арктики. Поэтому рассматриваемый Закон должен выполнить две основные задачи: стабилизировать ситуацию и дать стимул для экономического развития региона с учётом местных экстремальных условий для труда, включая такие меры, как снижение налогов и установление достойной оплаты труда.

Одним из важнейших направлений деятельности на Севере должно стать стимулирование широкого спектра научно-исследовательских работ, включая геологоразведочные, а также развивать деятельность свободных портов, от полноценного функционирования которых зависит жизнеспособность Северного морского пути.

Комментируя вопрос о возможности привлечения в регион иностранных инвестиций, в том числе в строительство инфраструктурных и логистических проектов, В. Штыров отметил, что это возможно только в самых крайних случаях. По его словам, международный ажиотаж вокруг Арктики стал особенно заметен на фоне усиления позиций лоббистов версии «глобального потепления». «Арктика имеет два заманчивых преимущества — короткие морские пути и будущая ресурсная база, сосредоточенная на шельфах арктических морей», — сказал эксперт. По последним данным установлено, что там находится до 30% всех углеводородов, которые еще существуют на планете. Кроме того, не оценены должным образом и перспективы прироста биоресурсов. На Арктику устремлены сейчас взоры многих людей и интересы многих стран, включая целый ряд государств Азии, таких как Китай, Индия, Сингапур. В большинстве своём их предложения пока не носят конкретного характера, а касаются лишь оценок перспектив предстоящего освоения региона.

Экосистема: важно сберечь!

Важной проблемой остается ужесточение экологических требований для предприятий и компаний, которые работают в Арктике. Экосистема Арктики крайне уязвима, и массированное антропогенное воздействие может нанести ей невосполнимый вред. В этой сфере первоначальной задачей остается возвращение к обязательным стандартам хозяйственной деятельности, которые существовали до распада СССР. Сложность в том, что уход России из Арктики в 1990-е годы скорее напоминал бегство. Многие предприятия за прошедший отрезок времени были заброшены или совершенно погибли. Поэтому одним из основных направлений деятельности должна стать очистка арктической территории от промышленных отходов, оставшихся там еще с конца прошлого столетия. Оставшиеся предприятия в перспективе должны быть переведены на современные мировые экологические стандарты.

Пересмотр границ

В Арктике, по словам В. Штырова, сохраняется потенциальная возможность международного конфликта. Границы арктических владений приарктических государств появились в 20-х годах прошлого века, когда был подписан ряд соглашений о разделе региона на секторы. Пока эти территории были зоной научных исследований, никаких сложностей не возникало. Однако теперь требования пересмотра границ звучат все громче. Поэтому Россия обратилась в ООН с заявкой на расширение внешней границы континентального шельфа за счет присоединения ряда участков дна Северного Ледовитого океана. Политическое руководство страны и экспертное сообщество, опираясь на нормы международного законодательства, включая морское право, стремится доказать принадлежность ряда территорий в пределах 200-мильной экономической зоны российской юрисдикции. Научные экспедиции в процессе исследования Арктики обнаружили 9 островов, о существовании которых раньше никто не подозревал. Именно поэтому Москва настаивает на том, что входящий в состав комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий хребет Ломоносова имеет континентальную природу своего образования и является частью территории России, а не Канады, как утверждают оппоненты. Актуальным вопросом остается обеспечение возможностей космического мониторинга северных районов страны.

Актуальной задачей в регионе остается восстановление оборонного потенциала, мирное разрешение территориальных споров о принадлежности арктического шельфа, недопущение международных конфликтов. В этом контексте необходимо восстановить тот уровень обороноспособности и баланс сил, который существовал на Севере до начала 90-х годов, включая инфраструктуру портов и аэродромов двойного назначения (Амдермы, Диксона, Тикси).

Российская система государственного управления в настоящее время выстроена по функциональному, а не по региональному признаку. В. Штыров считает, что такой подход не всегда себя оправдывает: «В ходе реорганизации системы управления количество чиновников в стране увеличилось втрое». В то же время он считает преждевременным создавать отдельное министерство по делам Арктики: «Как объект управления Арктика уже выделена в отдельный регион, который курирует заместитель председателя правительства. Сейчас нашей основной проблемой остается унификация правовой системы». В заключение эксперт подчеркнул, что продвижение и принятие нового закона об экономической деятельности в Арктике должно способствовать гармонизации общегосударственных и местных интересов. Федеральное законодательство должно служить основой экономической деятельности в регионе, но в нем должны быть тщательно прописаны соответствующие разделы, касающиеся российской экономической активности на Севере. Только в этом случае развитие Севера сможет стать залогом успешного развития российской экономики в целом.

Архангельская область: мэр Северодвинска Михаил Гмырин принял участие в заседании экспертного совета по Арктике и Антарктике // Эхо Русского Севера. 2015. 20 ноября. URL: http://www.echosevera.ru/news/2015/11/20/15033.html

Мэр Северодвинска Михаил Гмырин сегодня принял участие в заседании президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Об этом сообщает пресс-служба администрации Северодвинска.

Вели заседание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. На совещании обсуждались вопросы законодательного обеспечения устойчивого развития Арктической зоны РФ, проект федерального закона об Арктической зоне, а также участие субъектов РФ и муниципальных образований в международных арктических форумах. В заседании участвовали спецпредставитель Президента РФ по Арктике и Антарктике, руководители федеральных Министерств, главы субъектов Федерации, эксперты.

В декабре прошлого года была создана ассоциация арктических муниципалитетов. Председателем ассоциации избран мэр Северодвинска Михаил Гмырин. В настоящее время принято решение о вступлении в неё ряда муниципальных образований Архангельской области: Новой Земли, Мезенского, Онежского районов, Архангельска, Новодвинска.

Важно, чтобы голос северян был услышан и учтён при формировании планов, чтобы муниципальные образования получили дополнительный административный и финансовый ресурсы для развития своих территорий, а значит, для поднятия уровня и качества жизни населения.

Далее – цитируем слова мэра Северодвинска Михаила Гмырина:

«Необходимость принятия федерального закона об Арктической зоне обусловлена прежде всего тем, что правоотношения сейчас регулируются более 500 нормативно-правовыми актами, из них только около 10% сохраняют свою силу. Данный проект закона должен устранить существующие пробелы в законодательстве по целому ряду направлений. Все выступающие согласились с тем, что принятие законопроекта необходимо в самые кратчайшие сроки».

Глава Таймыра Ильдар Джураев принял участие в обсуждении вопросов развития Арктической зоны РФ // Управление общественных связей Администрации Таймыра. 26.11.2015

Глава Таймыра Ильдар Джураев в Москве принял участие в совместном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Об итогах работы и принятых решениях руководитель территории рассказал корреспондентам местных средств массовой информации.

По словам Ильдара Джураева, заседание проходило под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина. Одной из обсуждаемых на совещании тем стала необходимость принятия Закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Ильдар Иргашевич отметил, что в настоящее время вопросы, связанные с Арктикой регулируются многочисленными нормативно-правовыми актами, которые зачастую противоречат друг другу. Новый закон призван объединить их все, заполнить имеющиеся пробелы и стать надежным правовым фундаментом реализации экономических интересов нашей страны в Арктике. «Принятие закона объединит усилия законодательной и исполнительной власти по вопросам развития Арктики, что крайне важно для этой территории», — отметил Глава Таймыра.

На заседании было принято решение о создании межведомственной рабочей группы по разработке закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», в которую войдут представители Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, бизнес-структур, науки и общественных организаций. Планируется, что до первого сентября 2016 года документ будет внесен на рассмотрение в Совет Федерации.

Егор Борисов выступил на совместном заседании членов Совета Федерации и Госкомиссии по вопросам развития Арктики

РИГ SAKHAPRESS.RU 20 ноября Егор Борисов выступил на совместном заседании Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. URL: http://sakhapress.ru/archives/204263

Доклад главы был посвящён второму вопросу повестки — об участии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны России, в международных арктических форумах. Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин, предваряя выступление Егора Борисова, сказал о высокой активности Якутии и ряда других северных регионов страны в международном сотрудничестве. Он также отметил важную роль ХII Генеральной ассамблеи Северного Форума, состоявшейся в городе Якутске 4—6 ноября 2015 года.

Егор Борисов в своем выступлении подробнее остановился на истории создания Северного Форума и его универсальной миссии, направленной на улучшение качества жизни северян в нынешних непростых мировых реалиях. «Четыре года назад, принимая на себя председательство в Северном Форуме, Якутия получила его в состоянии глубокого кризиса. В то же время мы хорошо осознавали его потенциал и важную роль в системе международной кооперации в арктическом регионе. Это понимание с нами разделяют министерство иностранных дел и министерство экономического развития России, а теперь и Совет Федерации, и Государственная комиссия по вопросам развития Арктики», — подчеркнул Егор Афанасьевич. Он перечислил наиболее успешные проекты, реализованные за годы существования Северного Форума в рамках программ «Окружающая среда», «Устойчивое развитие», «Общество и культура» и других.

Регионы нашей страны стабильно принимают участие в деятельности таких международных организаций как «Ассоциация оленеводов мира», «Университет Арктики». Успешным примером межрегионального приграничного сотрудничества является проект международного природоохранного парка «Берингия» на территории Восточной Чукотки и Аляски. К Якутии без преувеличения сегодня приковано внимание всей мировой науки. Егор Борисов не сомневается, что на основе тех палеонтологических находок, которые появляются на территории Республики Саха не только в мамонтовой фауне, но и по другим ископаемым животным, можно воздействовать на определенные шаги по изменению теории развития всего человечества.

По словам Борисова, итоги XII Генеральной ассамблеи Северного Форума свидетельствуют о возобновлении интереса к организации со стороны зарубежных регионов. Якутия передает лидерство в Северном Форуме Красноярскому краю, находясь в состоянии активного взаимодействия с Арктическим советом, Арктическим кругом, Университетом Арктики, FOGAR, Ассоциацией оленеводов мира. Однако сделать предстоит еще очень многое. В первую очередь, необходимо завершить и на практике закрепить работу, связанную с переходом на новую операционную структуру, синхронизированную с регламентом и процедурами Арктического совета.

«Северный Форум должен стать региональным выражением Арктического Совета, создать уникальное содружество, построить вертикаль взаимодействия между национальными правительствами, регионами и людьми», — заявил Егор Борисов. В этой связи он озвучил ряд мер, направленных на дальнейшее укрепление Северного Форума и активизацию международного сотрудничества его членов.

Во-первых, представители России в рабочих группах Арктического совета, по мнению лидера Якутии, должны усилить взаимодействие с проектами и рабочими группами Северного Форума.

Во-вторых, следует рассмотреть возможность финансирования ключевых проектов Северного Форума из средств соответствующих федеральных целевых программ.

И в-третьих, использовать в практике Северного Форума формат Саммита губернаторов, тем самым вернув ему статус губернаторского клуба, поскольку сила этой структуры заключена прежде всего в объединении возможностей регионов.

Егор Борисов резюмировал, что усиление позиций и международного авторитета Северного Форума отвечает интересам не только отдельных регионов, но и всей Российской Федерации. При этом он выделил фактор географического доминирования нашего государства в Арктике. «Преобладающее число северных регионов России позволяет нам быть уверенными в превосходстве нашей позиции в Северном Форуме и других международных организациях даже при иностранном председательстве. Этим моментом необходимо пользоваться и очень смело работать в этом направлении», — призвал коллег Егор Афанасьевич.

В рамках рассмотрения данного вопроса на заседании выступили также губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и Посол по особым поручениям МИД России Владимир Барбин.

www.egorborisov.ru


Возврат к списку


 

Арктические новости