Арктика и Север

Наука

Развитие журнала «Арктика и Север» по данным РИНЦ:

Science-Index.jpg
5-impact-factor-rus.jpg
10-Hirsch.jpg
 

Участники научно-исследовательской экспедиции обнаружили на территории Таймыра останки затонувшего судна конца 19 века

Версия для печати
06.08.2016

Участники научно-исследовательской экспедиции обнаружили на территории Таймыра останки затонувшего судна конца 19 века


2 августа в Дудинке члены Русского Географического Общества, участники научно-исследовательской экспедиции «Где «Темза» встречается с Енисеем» провели пресс-конференцию, где рассказали об итогах своего почти тридцатидневного путешествия, отметив гостеприимность таймырцев.

1.jpg


Увлечённые изучением истории освоения Северного морского пути, историки-преподаватели Сибирского государственного аэрокосмического университета Александр Гончаров и Николай Карелин 5 июля отправились из Красноярска в экспедицию. Ровно год назад они уже проводили исследования в районе Енисейского и Туруханского районов. В этом году исследователи двинулись дальше в просторы Арктики, дойдя до поселка Воронцово сельского поселения Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Как отметил руководитель экспедиции кандидат исторических наук, доцент СибГАУ имени академика Решетнёва Александр Гончаров, история освоения Северного морского пути — длительный, многовековой процесс в котором принимали активное участие, как российские, так и иностранные исследователи. «В XIX веке по Северному морскому пути были осуществлены первые успешные грузоперевозки из Европы в Сибирь, в которых участвовали, как отечественные предприниматели, так и иностранные компании. Однако, несмотря на достаточно обширную историографию этой темы и изобилие научной литературы, полевых исследований по данной проблематике не проводилось. Потому основной целью проекта стало прохождение по маршрутам исследователей Северного морского пути XIX века на Енисее и в Енисейском заливе для установления сохранившихся памятников судоходства и научной деятельности первых Карских экспедиций», — резюмировал путешественник.

Для формирования объективного научного представление об условиях плавания в Енисейском заливе и по Енисею, необходимо было пройти сложный маршрут в условиях «частичной исторической реконструкции». Потому, дойдя на теплоходе до Туруханска, далее участники экспедиции двигались по Енисею на надувном катамаране до поселка Воронцово сельского поселения Караул. «Где шли под мотором, при попутном ветре использовали парус, а если ветра не было, просто гребли», — рассказал Николай Карелин. Он отметил доброжелательность и гостеприимность жителей населённых пунктов Таймыра и большой интерес северян к истории своей земли. Путешественники останавливались в нескольких населённых пунктах Таймырского полуострова, в числе которых село Караул, посёлок Усть-Порт, город Дудинка.

Из Дудинки участники научно-исследовательской экспедиции отправятся домой с хорошими результатами. В ходе экспедиции недалеко от Туруханска с помощью прибора для подводного наблюдения путешественникам удалось определить местоположение затонувшего английского парохода «Thames», пришедшего на Енисей в 1876 году.

На территории Таймыра на Большом Бреховском острове исследователи предположительно определили место зимовки и захоронений российских моряков с клипер-борта «Северное сияние», погибших в 1876—1877 гг. Здесь на возвышении Александр Гончаров и Николай Карелин установили мемориальный крест.

Но главное, отправляясь на поиски одного затонувшего судна, участники экспедиции открыли месторасположение ещё одной шхуны. Это удалось в результате шторма, который вынес красноярских исследователей на берег, где они заметили странную конструкцию. «По определённым техническим характеристикам, таким, как кованые гвозди, деревянные шпонки и другим, а также проанализировав большое количество источников, с большой степенью вероятности можно сделать вывод, что она принадлежит затопленному судну «Северное сияние», — отметил руководитель экспедиции Александр Гончаров. Корабль был отправлен купцом Сидоровым в Санкт-Петербург с образцами местной древесины и коллекциями для столичных университетов. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг. Таймырские осенние штормы и морозы заставили шхуну встать на зимовку у Мало-Бреховских островов. Экипаж вскоре поразила цинга, в живых остались только Шваненберг, покинувший свою команду до болезни, и штурман Нумелин. «Этой теме, кстати, в Таймырском краеведческом музее посвящён отдельный раздел», — добавил Александр Гончаров.

Дальнейшая работа в отношении этих открытий, требует археологических исследований. По результатам экспедиции предстоит провести сравнительный анализ с описательными фотографическими и графическими источниками экспедиций XIX века, а также составить карту и реестр существующих на сегодняшний день памятников судоходства первых Карских экспедиций. Экспедиционный материал будет обработан и проанализирован. Научные публикации по итогам экспедиции будут печататься в отечественных и зарубежных научных журналах.

Экспедиция стала возможной благодаря грантовой поддержке Российского гуманитарного фонда науки и финансирования Управления экспедиционного Центра Русского Географического Общества в Сибирском федеральном округе.

Отдел по связям с общественностью
МКУ «Центр по обеспечению деятельности
Администрации Таймырского муниципального района
и органов Администрации Таймырского муниципального района»
Тел./факс (39191) 5-10-06


Возврат к списку


 

Арктические новости