Арктика и Север

Наука

Развитие журнала «Арктика и Север» по данным РИНЦ:

Science-Index.jpg
5-impact-factor-rus.jpg
10-Hirsch.jpg
 

Журавель В.П. Арктика в 2019 году: международный и национальный аспект (вопросы международного сотрудничества и безопасности)

Версия для печати
05.03.2020

Журавель В.П. Арктика в 2019 году: международный и национальный аспект (вопросы международного сотрудничества и безопасности)

Введение

В Арктике сохраняется долгосрочная тенденция изменения климата [1, Матишов Г.Г., Дженюк С.Л., Моисеев Д.В.; 2, Морозов А.]. В связи с этим в Арктическом регионе появляются новые сухопутные территории, создаются благоприятные условия для разведки и добычи полезных ископаемых, а также для активизации судоходства в Арктике. В 2019 г. объём грузопотока по СМП достиг 30 млн т  .
С другой стороны, усиливается конкуренция между государствами в Арктическом регионе, что позволило Всемирному экономическому форуму в подготовленном к Давосскому форуму Докладе о глобальных рисках сделать предположение о том, что «в мире нарастает холодная война за Арктику, в которой участвуют Россия, США, Китай и Норвегия: страны борются за ресурсы, рыбу, торговые пути и стратегическое присутствие»  . Не отвергая данную тенденцию развития возможных событий, следует отметить, что в настоящее время отсутствуют реальные причины, которые могут привести к вооружённому конфликту между государствами. Отвечая на этот вопрос на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 г., С.В. Лавров отметил «Нет причин для того, чтобы привносить в Арктику военные методы работы. В этой связи мы считаем неправильными попытки втянуть НАТО в этот регион, в высокие широты, но мы за то, чтобы возобновить прежнюю практику, когда встречались начальники генеральных штабов вооружённых сил стран Арктического совета исключительно для того, чтобы обеспечивать должный уровень доверия»  .
Сложившаяся обстановка требует выстраивания новой системы глобальной и региональной безопасности, обеспечения эффективного и устойчивого комплексного социально-экономического развития Арктики как макрорегиона, налаживания новых, более эффективных подходов к организации международного сотрудничества.
Важную роль в этом сыграли знаковые встречи, форумы, конференции арктической направленности, которые прошли в 2019 г. и внесли свой позитивный вклад в поддержание в Арктике атмосферы мира и конструктивного сотрудничества.

Международные арктические форумы, конференции, встречи в 2019 г.

21–22 февраля в Москве состоялась IV международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». В её работе приняли участие 400 человек, включая специалистов из разных регионов России, а также из Польши, Турции, Китая, Южной Кореи, Японии, Дании, Азербайджана, Австрии. Конференция посвящена актуальным вопросам освоения минерально-сырьевого потенциала Арктической зоны, роли Арктики в удовлетворении глобального спроса на энергоресурсы. Было отмечено, что государства к решению этой задачи в полном объёме пока не готовы. Когда мы говорим о шельфовой добыче, надо учитывать ряд факторов: значительное падение мировых цен на углеводороды; открытие новых месторождений нефти и газа в разных районах мира в более благоприятных климатических условиях и с низкой себестоимостью добычи; признание технологического отставания России, в том числе и из-за влияния санкций США и Европейского союза; достаточно высокая экологическая уязвимость арктической природы. Важно отметить, что для большинства обширных арктических акваторий, включающих такие моря, как Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, в мировой практике отсутствуют апробированные технологические решения для морской добычи.
В Санкт-Петербурге 9 и 10 апреля состоялся очередной Пятый международный форум «Арктика — территория диалога»  . Мероприятие собрало на своей площадке более 3600 российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации из 52 государств. Мероприятие посетили Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Финляндии Саули Ниинистё, Президент Исландии Гудни Торлациус Йоханнессон, Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг и Премьер-министр Швеции Стефан Левен, министры иностранных дел Дании и Норвегии Андерс Самуэльсен и Ине Мари Эриксен-Сёрэйде, представители по вопросам Арктики министерств иностранных дел 8 государств, а также Европейского Союза. Россию представляли 7 федеральных министров, 10 руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов Российской Федерации. Прошли 33 сессии по трём основным проблемам: «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие», а также 11 мероприятий в рамках Молодёжного дня. За эти два дня в Санкт-Петербурге было заключено 30 соглашений на общую сумму порядка 70 млрд. рублей  .
Анализируя итоги форума, следует отметить, что между руководителями арктических государств, наряду с единством оценок и подходов по развитию Арктики, обозначились и некоторые разногласия, особенно по вопросам обеспечения безопасности в регионе [3, Журавель В.П.]. Вместе с тем форум внёс значительный вклад в развитие арктической солидарности и партнёрства.
По окончанию форума прошло заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики  , на котором были рассмотрены вопросы реализации национальных проектов. Было отмечено, что состояние в социальной сфере Арктической зоны России существенно хуже, чем в среднем в Российской Федерации. Так, в 16 из 23 территорий ожидаемая продолжительность жизни ниже среднероссийской, в 15 из 23 территорий доля ветхого и аварийного жилищного фонда выше среднероссийского значения. Наибольшая доля — в Туруханском районе Красноярского края (это 28,7%). Для региона характерны низкий объём нового жилищного строительства и низкая плотность автомобильных дорог.
Продолжением этой работы стала двухдневная стратегическая сессия с региональными управленческими командами Арктической зоны России в Московской школе управления «Сколково», где рассматривались вопросы развития российской Арктики  . В рамках мероприятия прошло знакомство региональных команд с командой Минвостокразвития и институтов развития Дальнего Востока в связи с решением Президента РФ о распространении их деятельности на Арктику. Были обсуждены предложения по новой системе преференций для инвестиционных проектов в Арктике и для жителей Арктической зоны России, чтобы качество их жизни было доведено до среднероссийского уровня. Вызывает сомнение тезис участников сессии, что главной движущей силой экономического развития Арктики могут стать частные инвесторы. На наш взгляд, они всё-таки могут быть дополнением к государственному финансированию.
6–7 мая состоялась XI министерская встреча Арктического совета в финляндском городе Рованиеми, где председательство в АС Финляндии (2017–2019 гг.) перешло к Исландии. Участники заседания положительно оценили результаты председательства Финляндии в Совете в 2017–2019 гг. На майской встрече в состав Совета в качестве наблюдателя была принята Международная морская организация, а Арктический совет и Арктический экономический совет подписали меморандум о взаимопонимании. Наряду с этим не была принята итоговая совместная Декларация, что произошло впервые за весь период существования Арктического совета. Проект документа заблокировали США из-за содержащегося в его тексте упоминания о необходимости вместе работать над решением климатических вопросов, ограничившись весьма лаконичным совместным заявлением. По этой же причине не был согласован Стратегический план сотрудничества по Арктике до 2025 г., который должен был стать первым в истории Совета документом перспективного планирования. Всё это можно рассматривать как проявление первых признаков наличия противоречий в самом АС. Суоми также не удалось организовать и провести арктический саммит на уровне руководителей государств по причине сложности международной обстановки, в том числе вследствие позиции США и ряда других стран по урегулированию конфликтов Сирии и на Украине.
Рейкьявик планирует в период своего председательства в 2019–2021 гг. сосредоточиться на: защите морской арктической среды, борьбе с закислением океана; устойчивом развитии рыболовецкого сектора; снижении загрязнения океана, борьбе с морским мусором, разработке Регионального плана действий по сокращению объёма морского мусора и микрочастиц пластика в нём; противодействии изменению климата и внедрении зелёной энергетики, продолжении работы по улучшению качества прогнозов погоды в Арктическом регионе, дальнейшем изучении возможностей повышения эффективности использования морских ресурсов; подготовке к министерскому заседанию в Рейкьявике в 2021 г. обновлённого доклада об изменении климата в Арктике; создании процветающего и устойчивого сообщества коренных народов живущих в Арктике через их социальное благополучие, качество жизни и развитие культурных и академических обменов, содействии диалогу по вопросам гендерного равноправия в Арктике; продолжении деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета как эффективной площадки для диалога, укреплении сотрудничества с Арктическим экономическим советом и странами-наблюдателями [4, Журавель В.П.].
22–30 мая в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (Архангельск) была проведена международная неделя арктической науки, в которой приняли участие около 450 человек из 29 стран мира. Данный саммит представил международному сообществу десятки проектов Национального арктического научно-образовательного консорциума и итоги десяти экспедиций проекта «Арктический плавучий университет», в которых приняли участие молодые учёные и студенты из ряда стран. Необходимо добиваться того, чтобы эти мероприятия проходили регулярно и их состав расширялся.
В Якутске с 24 по 28 сентября прошёл Северный форум по устойчивому развитию, в котором приняли участие представители 14 регионов Российской Федерации и 13 стран, включая 7 приполярных стран (Россия, Канада, США, Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция) 3 азиатских (Китай, Республика Корея и Япония), а также учёные из Великобритании, Германии и Франции, в общей сложности — более 300 человек  . В рамках форума состоялось более 30 мероприятий, на которых были обсуждены вопросы участия российских арктических субъектов в международном арктическом взаимодействии и их сотрудничества с зарубежными регионами на Крайнем Севере, перспективы развития взаимоотношений с Ассоциацией «Оленеводы мира», дальнейшего продвижения проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». Основным замыслом программы проведения данного форума в Якутске, на наш взгляд, явилась попытка приблизить страны Юго-Восточной Азии к Арктике, ответить на их интерес к арктическим проблемам, привлекая к проектам по освоению арктических территорий и СМП.
30 сентября — 2 октября под эгидой Совета Безопасности России состоялась VIII международная встреча представителей государств-членов Арктического совета, стран-наблюдателей Арктического совета и зарубежной научной общественности  . Руководитель российской делегации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев, подчеркнул важность совместного противодействия попыткам создавать искусственные линии и нагнетать напряжённость вокруг вопросов, которые арктические державы хотят и могут решать в рамках существующих международных площадок — ООН, Арктического совета, Совета Баренцева и Евроарктического региона, Северного измерения, Арктического экономического совета. Представители 15 государств высказались за укрепление взаимодействия с Россией, а также за продолжение многосторонних форматов с целью решения важнейших задач, стоящих перед странами и касающихся развития Арктики. По оценке первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Ю.Т. Аверьянова, данные встречи являются важными многосторонними площадками, посвящёнными проблемам региона, в которых принимают участие политики, общественные деятели и научные эксперты мирового уровня  . Следует отметить, что данные международные совещания проходят с 2011 г. и стали важным фактором обеспечения стабильности в Арктической зоне.
10–13 октября в Рейкьявике (Исландия) состоялся международный «Арктический форум». Центральное место в обсуждениях традиционно заняла проблема глобального изменения климата, учёт его локальных и глобальных проявлений, а также вопросы международного сотрудничества. Это самое крупное и представительное мероприятие из всех регулярно проходящих конференций, посвящённых вопросам развития арктического региона. В нём приняло участие более 2 тыс. человек из 60 стран мира, включая премьер-министров Финляндии, Исландии и Гренландии, принцессу Швеции Викторию, бывшего госсекретаря США Джона Керри, двух губернаторов российских регионов (Чибиса А.В., Мурманская область и Артюхова Д.А., Ямало-Ненецкий автономный округ) и других высокопоставленных лиц  . На этом форуме, как показывает анализ, на экспертном уровне прорабатываются арктические вопросы, решение которых после предлагается или отвергается на государственном уровне. России, на наш взгляд, необходимо более активно использовать такую площадку для презентации своих региональных проектов и продвижения своих идей по освоению Арктики.
VII ежегодное заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике состоялось 7 ноября в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина при грантовой поддержке Фонда Горчакова. На этот раз оно было посвящено вопросам информационных технологий. Каждое заседание сопровождается изданием номера журнала «Арктическое обозрение». Представители стран-учредителей АС, а также Великобритании, Индии и Австралии с интересом восприняли сообщение о создании в университете первого в России Центра противодействия гибридным угрозам, в том числе в Арктике.
С 5 по 7 декабря в Санкт-Петербурге состоялся VIII международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Тематика дискуссий охватила все направления и актуальные аспекты развития российской Арктики. Обсуждение прошло через призму принятия закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации, наставничества и воспитания молодого поколения, развития волонтёрства и добровольчества, а также международного неправительственного взаимодействия. В работе форума приняло участие более 2 тысяч человек, в том числе все губернаторы приарктических регионов Российской Федерации. По результатам обсуждения в проект резолюции вошло свыше 300 предложений, которые в большинстве своём касались улучшения качества жизни населения, развития человеческого капитала и охраны окружающей среды [5, Волгин Н.А., Широкова Л.Н., Мосина Л.Л.; 6, Корчак Е.А.]. На наш взгляд, важно то, что они рассматривались и оценивались в рамках выполнения требований национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Жильё и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости».
В 2019 г. в РФ на арктических конференциях, круглых столах, экспертных заседаниях активно обсуждались цели, основные направления деятельности органов власти и управления по развитию АЗРФ, которые, по мнению их участников, должны найти своё отражение в новых Основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 г.
В тренде остаются проблемы освоения шельфа, вопросы экологии, безопасности и международного сотрудничества. Участники обращают внимание на медленную реализацию национальных проектов на территории АЗРФ.

Россия в Арктике в 2019 году

Арктика всегда находилась в поле зрения руководства страны. Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала своё присутствие, свои позиции в Арктическом регионе. На каждом новом этапе определялись основные задачи по его развитию [7].
В 2019 г. в России развитию Арктики стало уделяться значительно больше внимания. Одним из показателей этого является принятие целого ряда федеральных управленческих решений, которые разрешали накопившиеся проблемы и способствовали развитию и освоению Арктического региона.
В интересах повышения эффективности управления Арктической зоны РФ (АЗРФ) Президентом В.В. Путиным был подписан Указ   о передаче Минвостокразвития России полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Арктики и переименовании его в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое теперь является ответственным за развитие Арктического региона.
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 220 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в состав Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) включены ещё 8 муниципальных районов (улусов). Так была завершена работа по определению южной границы АЗРФ и установлена справедливость в отношении жителей республики, которые проживают на этих территориях в арктических условиях. Не исключается, что в ближайшее время арктические территории АЗРФ будут определятся с точки зрения проектов, которые там будут осуществляться.
В центре внимания руководства страны были вопросы развития Северного морского пути [8, Егоров В., Лопаткина Н.; 9, Андреев А.А., Созаева Д.А., Рудь Г.Г.], по которым были приняты важные решения Так, во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 г. № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» госкорпорация «Росатом» приняла функционал единого инфраструктурного оператора Севморпути. Это решение уже даёт положительные результаты.
Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2019 г. № 435-р установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов  . Разрешение этой проблемы сняло дефицит судов, вывозящих СПГ из завода «Ямал-СПГ». Ранее принятое решение отказаться от иностранных судов на трассе СМП оказалось преждевременным.
На заседании Правительства РФ был утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае» (Распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2019 г. № 436-р), и принято решение, направленное на реализацию нового инвестиционного проекта по строительству терминала перевалки сжиженного природного газа (далее — СПГ) в морском порту Сабетта для освоения Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове (Распоряжение Правительства РФ от 28 марта 2019 г. № 554-р).
Инвестиционный проект по созданию Морского перегрузочного комплекса (МПК) будет реализован в бухте Бечевинская Камчатского края с целью перегрузки СПГ, доставляемого из морского порта Сабетта в Обской губе с танкеров-газовозов ледового класса, для последующей отгрузки с восточного побережья Камчатки танкерами-газовозами без ледового усиления в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В составе МПК предусматривается строительство двух плавучих хранилищ СПГ, подходного канала в Бечевинской бухте, причала портового флота, создание систем для обеспечения безопасного движения судов. В рамках этого проекта также будут решаться вопросы газификации Камчатского края за счёт образующегося при транспортировке отпарного газа. Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 г. до 31,4 млн т к концу 2026 г., обеспечить переход СМП на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места, построить 10 танкеров-газовозов ледового класса (Arc7)  .
По второму проекту в порту Сабетта будут построены морской терминал для перевалки сжиженного природного газа мощностью 19,8 млн т в год и стабильного газового конденсата мощностью 1,8 млн т в год, а также установки и сооружения завода по сжижению природного газа. Предусмотрено создание искусственных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры порта, технических эстакад, внутриплощадочных автомобильных проездов, комплекса инженерно-технических средств охраны, других сооружений и вспомогательных инженерно-технических элементов  .
Данные два решения обусловлены значительным повышением роли СПГ [10, Матвишин Д.А.] в экономике стран. Выступая 2 октября 2019 г. на «Российской энергетической неделе», Президент РФ В.В. Путин напомнил, что с начала века число стран-потребителей СПГ выросло более чем в пять раз, а спрос на него за этот период увеличился почти вдвое, а через 5–10 лет на долю СПГ будет приходиться половина мировой торговли газом. Он уточнил, что благодаря проекту «Ямал-СПГ» доля России на глобальном рынке сжиженного природного газа увеличилась более чем в два раза и сейчас составляет около 9%  .
Самым масштабным по объёмам финансирования и перспективам реализации является распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 г., которым был утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г. Он включает 11 глав и 84 конкретных пункта будущих мероприятий по развитию Севморпути до 2035 г.  . Документ носит проработанный и комплексный характер, регламентирует конкретные меры во всех основных сферах, имеющих значение с точки зрения развития СМП, его дальнейшей трансформации в транспортный коридор мирового значения. План разделён на три основных этапа: до 2024 г., до 2030 г. и до 2035 г. Первый предполагает выполнение Указа Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому к 2024 г. грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн т [11, Григорьев М.Н.; 12, Банько Ю., 13, Осипова Е.Э., Смирнов С.В., Хаирова Т.А.]. Второй этап, с 2025 по 2030 г., предусматривает формирование на базе Севморпути «круглогодичной транспортной системы, обеспечивающей базовые потребности потребителей транспортных услуг на всей акватории СМП». К 2035 г. Севморпуть должен стать элементом конкурентоспособности международного и национального морского транспортного коридора, эффективно обеспечивающего любые потребности потребителей транспортно-логистических услуг.
В 2019 г. уделялось большое внимание вопросам научных исследований в Арктике. Так, для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2019 г. № 276-р. из резервного фонда Правительства было выделено 868,75 млн рублей  .
Появились новые открытия на российской акватории. Следует отметить, что гидрографическая группа, действующая в составе комплексной экспедиции Северного флота на архипелаге Земля Франца-Иосифа, подтвердила открытие пяти островов, которые находятся в бухте Визе на западном, Карском, морском побережье острова Северный Новой Земли в районе ледника Вылки (Нансена). Площадь объектов варьируется от 900 до 54 500 квадратных метров  .
С 16 июля по 2 августа в рамках программы «Трансарктика–2019» и 12-й научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет» на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» прошла экспедиция в акватории Белого и Баренцева морей, на островах Вайгач и Сосновец, а также на территории полярной гидрометеорологической станции МГ-2 Белый Нос. Организаторами выступили ФГБУ «Северное УГМС» и Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Участниками экспедиции стали 57 человек. Это студенты, магистранты и аспиранты российских учебных заведений, а также молодые учёные из Германии, Норвегии, Франции, Швейцарии, Китая и Республики Корея. Ценность этой экспедиции состоит не только в научных открытиях, но и в том, что на базе САФУ формируется молодёжная международная команда исследователей Арктики.
Арктический туризм начал приобретать системный, планомерных характер. Так, к примеру, национальный парк «Русская Арктика» в 2019 г. посетили туристы из 44 стран. За летний сезон там побывали 1 306 человек. Самая многочисленная категория посетителей нацпарка — туристы от 51 года до 70 лет, их было 382, в возрасте от 71 до 90 лет было 268 человек  .
Важно отметить, что большинство арктических вопросов правительством и министерствами рассматривалось на перспективу [14, Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И.]. Так, 18 декабря на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, где были рассмотрены вопросы создания системы преференций для новых проектов, реализуемых в Арктической зоне России; план развития инфраструктуры Северного морского пути; подготовка председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг.  , которые в феврале 2020 г. получили поддержку в Правительстве РФ. Подтверждением данного тезиса является и то, что Совет безопасности РФ 27 декабря одобрил основы государственной политики в Арктике  . Этот документ должен объединить мероприятия нацпроектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. Всё это в совокупности позволит более эффективно решать вопросы Арктики.

Вопросы безопасности в Арктике

Безопасность является необходимым условием для развития и благосостояния арктических сообществ и для рентабельной и устойчивой коммерческой деятельности в регионе. Вместе с тем, со стороны государств НАТО идёт процесс наращивания своего военного присутствия в Арктике [15, Лазарев В.М., Круглов А.А., Хабиров Р.Н.; 16, Теребов О.В.]. Так, в докладе на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России в декабре 2018 г. министр обороны С. Шойгу выделил следующие тенденции осложнения военно-политической обстановки, затрагивающие Арктический регион  : с 2018 г. воссоздаётся второй оперативный флот ВМС США; с целью обеспечения переброски войск из США для их развёртывания в Европе принято решение о формировании к 2022 г. двух новых командований объединённого командования ОВС НАТО — «Атлантика» и объединённого командования тыла; в Норвегии в 60 км от российской границы ведётся строительство новой РЛС, на её территории в 2018 г. удвоена численность дислоцированных подразделений американской морской пехоты; увеличивается количество учений, все чаще в них принимают участие не входящие в НАТО страны, в частности — Швеция и Финляндия; возрастает количество разведывательных полётов у границ России [17, Шитова Т.В., Синицкая Д.С., Разнобарская Е.В.].
Командующий Северным флотом РФ Александр Моисеев на селекторном совещании в Минобороны сообщил, что Арктике в 2019 г. продолжилось наращивание интенсивности и масштабов мероприятий оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО, общее количество которых увеличилось на 17%, разведдеятельность возросла на 15%. В ответ на усиление военной активности альянса в российской Арктике предпринимаются меры по укреплению национальной безопасности в Арктическом регионе по разным направлениям. На Северном флоте возросла интенсивность боеподготовки. За 2019 г. проведено 590 различных учений, в том числе 30 межвидовых и более 900 тренировок от стратегического до тактического уровня. Это позволило повысить уровень выучки личного состава более чем на 9%  .
Так, в ответ на усиление военной активности стран-членов НАТО в российской арктической зоне, заявления США заблокировать Северный морской путь Правительство РФ разработало правила прохода иностранных военных кораблей по СМП. Иностранные военные корабли теперь должны уведомить российскую сторону за 45 суток до прохода по Севморпути. При этом требуется сообщать название корабля, маршрут и сроки плавания, а также основные параметры плавсредства, такие как водоизмещение, осадка и характеристики двигателя. Также понадобится указывать воинское звание и фамилию капитана. Кроме того, документ обяжет иностранные корабли и суда брать на борт российских лоцманов. В случае возникновения аварийной ситуации или осложнения ледовой обстановки российские ледоколы должны будут оказать им помощь  .
Следует отметить, что практически заново выстроена базовая пограничная инфраструктура на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа (пограничная застава «Нагурское»). Минобороны России проводится серия мероприятий по обновлению корабельной группировки Северного флота, восстановлению сети военных аэродромов, системы противовоздушной обороны. Продолжает совершенствоваться деятельность Объединённого стратегического командования «Север», проводятся мероприятия по оптимизации группировок войск, обеспечению её новыми образцами оружия и боевой техники, которые предназначены для обеспечения территориальной целостности России в Арктическом регионе, охраны природных ресурсов Заполярья, континентального шельфа и особой экономической зоны [18, Гаврилов О.Ю.; 19, Семченков А.С., Несоленая А.К.; 20, Federov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A.]. Уделяется внимание развитию объектов военной инфраструктуры в Арктике (построено 590 объектов общей площадью более 720 тысяч кв. м)  . Армией активно проводятся мероприятия по очистке арктических территорий от мусора.
Всё это направлено на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов в этом важном регионе.
Ввиду отсутствия очевидных поводов для конфликта, в настоящее время военные угрозы в Арктике оцениваются прибрежными государствами как относительно низкие. Одновременно усиливаются территориальные, ресурсные и военно-стратегические интересы ряда государств, что потенциально может привести к нарастанию конфликтного потенциала в регионе в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим все возникающие здесь проблемы должны решаться на основе сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Заключение

Изучение процессов, происходящих в Арктике в 2019 г., имеет большое значение для анализа текущей арктической обстановки, пониманию «узких» мест в освоении Арктического региона, а что самое главное позволяет более точно определить стратегию и тактику государства на арктическом направлении. Новые Основы государственной политики России в Арктике на период до 2035 г. с экспертной точки зрения были проработаны достаточно эффективно. Во многом этому способствовала работа Национального арктического научно-образовательного консорциума, проводимые конференции, семинары, круглые столы. Если говорить о арктических конференциях, то, на наш взгляд, в последующие годы России надо стремится проводить больше мероприятий и конференций по арктической тематике все-таки на территориях АЗРФ.
Российская Арктика — особый регион нашей страны. Его значение исключительно велико с точки зрения потенциальных запасов полезных ископаемых. Он играет важную геополитическую и военно-стратегическую роль. Но её богатство не только экономическое, но и научное, и технологическое.
В 2019 г. руководство страны, федеральных министерств и ведомств стало уделять Арктике значительно больше внимания. Основу этой деятельности составили наработки Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в предыдущие 5 лет, которая постановила, что в Арктическом регионе необходимо сделать в ближайшие годы, а что не надо делать вообще. Это очень важно для понимания проблем стратегического планирования. Ведь кроме Арктики у России есть масса других задач, которые надо решать и решать эффективно. Ведущую позицию здесь занимает реализация национальных проектов. Их выполнение в АЗРФ, к сожалению, пока вызывает много вопросов.
В прошедшем году был принят целый ряд федеральных управленческих решений по развитию Северного морского пути до 2035 г. Это вселяет надежду на улучшение его инфраструктуры, увеличение объёмов грузоперевозок и развитие арктических территорий. И может составить основу программы председательства РФ в Арктическом совете в 2021–2013 гг.
Не менее сложной и противоречивой остаётся военно-политическая обстановка в Арктике. При этом надо признать, что на сегодняшний день Арктика — это территория низкой политической напряжённости и успешного развития многостороннего международного сотрудничества. В настоящее время уровень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. Однако геополитическая ситуация в Арктическом регионе не может оставаться длительное время стабильной на фоне обострения международных отношений в мире.

Литература

1. Матишов Г.Г., Дженюк С.Л., Моисеев Д.В. Климат и большие морские экосистемы Арктики // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 2. C. 110–120.
2. Морозов А. Арктика — ключ к климатическим изменениям: интервью с директором Института океанологии РАН Алексеем Соковым // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. № 6. С. 10–13.
3. Журавель В.П. К итогам международного форума «Арктика - территория диалога» // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 4. С. 116–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42019116121
4. Журавель В.П. Председательство в Арктическом совете: от Финляндии к Исландии // Современная Европа. 2019. № 4. С. 97–107. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
5. Волгин Н.А., Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Российская Арктика: социально-трудовые и демографические особенности развития // Социально-трудовые исследования. 2019. № 1. С. 117–133.
6. Корчак Е.А. Роль трудового потенциала в устойчивом развитии Арктической зоны России // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 5–23. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.36.5
7. Арктика: стратегия развития: монография / под общ. ред. С.А. Липиной, О.О. Смирновой, Е.В. Кудряшовой; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2019. 338 с.
8. Егоров В., Лопаткина Н. Российская политика в Арктике и Северный морской путь // Обозреватель — Observer. 2019. № 6. С. 22–38.
9. Андреев А.А., Созаева Д.А., Рудь Г.Г. Проблемы социально-экономического развития Арктики и роль Северного морского пути в контексте формирования перспективной модели регионального управления // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 5. С. 23–39.
10. Матвишин Д.А. Транспортировка СПГ в Арктике: анализ основных тенденций и перспектив развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 3. С. 40–46.
11. Григорьев М.Н. Развитие арктического грузопотока // Арктические ведомости. 2017. № 3. С. 14–23.
12. Банько Ю. Северный углеводородный путь: [в Арктике логистика будет опираться на транспортировку грузов и добытого сырья] // Нефть России. 2017. № 4. С. 23–28.
13. Осипова Е.Э., Смирнов С.В., Хаирова Т.А. Предпосылки развития экспорта российской Арктики, каботажных перевозок и проектных грузов для арктических проектов // Арктика и Север. 2019. № 37. С. 5–21. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.37.5
14. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5–24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5
15. Лазарев В.М., Круглов А.А., Хабиров Р.Н. Арктика: военно-стратегическая обстановка, основные угрозы и пути их парирования Россией // Инновации. 2018. № 11. С. 13–23.
16. Теребов О.В. Арктическая политика США и интересы России: прошлое, настоящее, будущее. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт США и Канады РАН. М., 2019. 256 с.
17. Шитова Т.В., Синицкая, Д.С., Разнобарская Е.В. Противостояние России и США в Арктическом регионе // Аграрное и земельное право. 2018. № 12. С. 128–132.
18. Гаврилов О.Ю. Состояние и перспективы развития системы региональной безопасности в Арктике // Военная мысль. 2019. № 6. С. 34–49.
19. Семченков А.С., Несоленая А.К. Безопасность Северного морского пути и Арктической зоны России // Вестник российской нации. 2018. № 1. С. 166–182.
20. Federov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific approaches to defining the territorial boundaries of the Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Vol. 302. Iss. 1. August 2019. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012
References
1. Matishov G.G., Dzhenyuk S.L, Moiseev D.V. Klimat i bolshie morskie ekosistemy Arktiki [Climate and large marine Arctic ecosystems]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk, 2017, vol. 87, no. 2, pp. 110–120.
2. Morozov A. Arktika – klyuch k klimaticheskim izmeneniyam: intervyu s direktorom Instituta okeanologii RAN Alekseem Sokovym [The Arctic - the key to climate change: interview with Director of the Institute of Oceanology of the Russian Academy of Sciences Aleksey Sokov]. Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya, 2019, no. 6, pp. 10–13.
3. Zhuravel V.P. K itogam mezhdunarodnogo foruma «Arktika - territoriya dialoga» [On results of the International forum "Arctic-territory of dialogue"]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS], 2019, no. 4, pp. 116–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42019116121
4. Zhuravel V.P. Predsedatelstvo v Arkticheskom sovete: ot Finlyandii k Islandii [The Chairmanship in the Arctic Council: from Finland to Iceland]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe], 2019, no. 4, pp. 97–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
5. Volgin N.A., Shirokova L.N., Mosina L.L. Rossiyskaya Arktika: socialno-trudovye i demograficheskie osobennosti razvitiya [Russian Arctic: social and labor and demographic features of the development].  Socialno-trudovye issledovaniya [Social & labour research], 2019, no. 1, pp. 117–133.
6. Korchak E.A. Rol trudovogo potenciala v ustoychivom razvitii Arkticheskoy zony Rossii [The role of labor potential in the sustainable development of the Russian Arctic]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2019, no. 36, pp. 5–23. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.36.5
7. Lipina S.A., Smirnov O.O., Kudryashova E.V. Arktika: strategiya razvitiya: monografiya [The Arctic: development strategy]. Arkhangelsk, NArFU Publ., 2019. 338 p.
8.    Egorov V., Lopatkina N. Rossiyskaya politika v Arktike i Severniy morskoy put [Russian Arctic policy and the Northern Sea Route]. Obozrevatel – Observer, 2019, no. 6, pp. 22–38.
9. Andreev A.A., Sozaeva D.A., Rud G.G. Problemy socialno-ekonomicheskogo razvitiya Arktiki i rol Severnogo morskogo puti v kontekste formirovaniya perspektivnoy modeli regionalnogo upravleniya [Problems of socioeconomic development of the Arctic and the role of the Northern Sea Route in the context of the formation of a promising model of regional management]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2019, no. 5, pp. 23–39.
10. Matvishin D.A. Transportirovka SPG v Arktike: analiz osnovnyh tendenciy i perspektiv razvitiya [LNG transportation in the Arctic: analysis of main trends and prospects of development]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka, 2016, no. 3, pp. 40–46.
11. Grigoryev M.N. Razvitie arkticheskogo gruzopotoka [Development of Arctic cargo traffic]. Arkticheskie vedomosti [Arctic herald], 2017, no. 3, pp. 14–23.
12. Banko Yu. Severniy uglevodorodniy put: [v Arktike logistika budet opiratsya na transportirovku gruzov i dobytogo syrya] [Northern hydrocarbon route: [in the Arctic, logistics will rely on the transportation of goods and extracted raw materials]]. Neft Rossii, 2017, no. 4, pp. 23–28.
13. Osipova E.E., Smirnov S.V., Hairova T.A. Predposylki razvitiya eksporta rossiyskoy Arktiki, kabotazhnyh perevozok i proektnyh gruzov dlya arkticheskih proektov [Preconditions for the development of Russian Arctic export, coastal (cabotage) transportation and project cargo for the arctic demand ]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2019, no. 37, pp. 5–21. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.37.5
14. Zaikov K.S., Kondratov N.A., Kudryashova E.V., Lipina S.A., CHistobaev A.I. Scenarii razvitiya arkticheskogo regiona (2020–2035 gg.) [Scenarios for the development of the Arctic region (2020–2035)]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2019, no. 35, pp. 5–24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5
15. Lazarev V.M., Kruglov A.A., Habirov R.N. Arktika: voenno-strategicheskaya obstanovka, osnovnye ugrozy i puti ih parirovaniya Rossiey [Arctic: military-strategic situation, main threats and ways of their parrying by Russia]. Innovacii [Innovations], 2018, no. 11, pp. 13–23.
16. Terebov O.V. Arkticheskaya politika SShA i interesy Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee [US Arctic Policy and Russia's Interests: Past, Present, Future]. Moscow, Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the USA and Canada RAS, 2019. 256 p.
17. Shitova T.V., Sinitskaya D.S., Raznobarskaya E.V. Protivostoyanie Rossii i SShA v Arkticheskom regione [Confrontation Russia and the United States in the Arctic]. Agrarnoe i zemelnoe pravo [Agrarian and land law], 2018, no. 12, pp. 128–132.
18. Gavrilov O.Yu. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy regionalnoy bezopasnosti v Arktike [The Condition and Development Prospects of the Regional Security System in the Arctic]. Voennaya mysl [Military Thought], 2019, no. 6, pp. 34–49
19. Semchenkov A.S., Nesolenaya A.K. Bezopasnost Severnogo morskogo puti i Arkticheskoy zony Rossii [The security of Northern sea route and arctic zone of Russia]. Vestnik rossiyskoy nacii, 2018, no. 1, pp. 166–182.
20. Federov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific approaches to defining the territorial boundaries of the Arctic. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, vol. 302, iss. 1.  DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012

Возврат к списку


 

Арктические новости