Арктика и Север

Наука

Развитие журнала «Арктика и Север» по данным РИНЦ:

Science-Index.jpg
5-impact-factor-rus.jpg
10-Hirsch.jpg
 

Китай выходит на Севморпуть

Версия для печати
28.03.2013

Китай выходит на Севморпуть

После государственного визита председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Россию появляется всё больше комментариев о перспективах стратегического взаимодействия двух стран, в том числе и в Арктике.

Восточный вектор геополитики. В геополитическом плане не просто наметился явный курс России на восток, но и сделаны вполне реальные практические шаги в этом направлении. Само подписание 35 двухсторонних документов 22 марта 2013 года по самым разным направлениям сотрудничества является самым убедительным доказательством углубления отношений между Россией и Китаем. Президент Академии геополитических проблем Л.Ивашов заявил в своём интервью: «Китай позиционирует себя как центр Востока. Сегодня на фоне своих успехов он не хочет идти на Запад, понимая сущность Запада, сотрудничает с Западом только из соображений прагматизма, но духовного родства, близости у Китая с Западом нет и никогда не будет, как и у России, кстати. И сегодня у Китая переломный момент: в прошлом году в газете "Жэньминь Жибао", главном партийном СМИ, появилась статься о том, что Китай и Россия должны создать альянс против Запада. То, что Китай сейчас опять выступает с идеями интернационализма, и то, что они провели в прошлом году пленум ЦК партии, на котором обсуждали вопрос культурной безопасности КНР, китайской идентичности – это говорит о том, что Россия сегодня может стать для Китая главным партнером не только в экономике, не только в углеводородном сырьевом секторе, но и главным партнером по переустройству мира. И вот здесь два вектора совпадают, и китайский восточный вектор, и российский евразийский вектор, о котором говорили Путин, Назарбаев, Лукашенко» [URL: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id= 28861]. Китай видит в России союзника XXI века. Имеются возможности Шанхайскую организацию сотрудничества развивать в большой Евразийский союз цивилизаций. России не нужно идти «под Китай» выстраивая на азиатском пространстве свою конфигурацию сил, баланс интересов, позволяющий выживать России.

Отвечая на вопрос: «А есть ли противоречия сегодня между Россией и Китаем, проявляющиеся внутри ШОС?» Л.Ивашов заметил: «Принципиальных противоречий нет, Китай ждет, когда Россия откажется от навязывания своей стране и постсоветскому пространству западной системы ценностей, приоритета западного направления. Китай здесь особо интересуют наши ресурсы, чтобы они текли не в Европу, а обернулись в восточном направлении. У нас есть совпадающие планы по освоению Арктики, Северного морского пути, и нам нужно это предлагать и Китаю, и Индии, другим странам востока. Принципиальных противоречий нет, если Россия выберет традиционный для себя евразийский путь развития, то вместе с Китаем в рамках нового союза можно создавать и новую экономическую модель, отличную от модели Запада. Что еще положительного видит Китай в сотрудничестве с Россией, так это то, что Россия никогда не ставит во главу угла какие-то внутриполитические вопросы страны-партнера, как это делает Запад: то там права человека нарушаются в Китае, то там юань не девальвируется. Россия в такие дела не лезет, а значит она более выгодный долгосрочный партнер для Китая» [URL: http://www.russkie.org/index.php?module= fullitem&id=28861].

Арктический шельф. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию были подписаны соглашения о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью, разведки и добычи нефти, кредитный договор ОАО «НК ‘’Роснефть''» с Государственным банком развития Китая, Соглашение между ОАО «НК ‘’Роснефть''» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о стратегическим сотрудничестве в области геологического изучения, разведки, добычи и реализации углеводородов» и другие [URL: http://события.президент.рф/справки/1425; фото пресс-службы Президента России].

Соглашение с Роснефтью предусматривает изучение Западно-Приновоземельского участка в Баренцевом море и Южно-Русского и Медынско-Варандейского в Печорском, пишет "Коммерсант" [URL: http://www.kommersant.ru/doc/2143819]. CNPC становится третьим иностранным партнёром Роснефти в Баренцевом море. Ещё раньше Роснефть заключила в 2012 году соглашения о партнёрстве с "Эни", "Статойлом" и широкомасштабное соглашение о сотрудничестве с "ExxonMobil" в Карском море. Западно-Приновоземельский участок находится к западу от Новой Земли и к северо-востоку от Штокмановского месторождения (Газпром). К западу от нового российско-китайского участка находится Персеевский участок, соглашение по которому имеется у Роснефти со "Статойлом".

Северный морской путь. Судоходные компании Китая начинают проявлять интерес к выходу на Северный морской путь. В 2012 году у 11 из 13 судоходных кампаний Китая значительно упали прибыли, более того многие из них работают с убытком. Не удивительно, что в такой ситуации Северный морской путь становится экономически привлекательным для китайской судоходной отрасли. КНР объявила о сенсационных планах освоения так называемых полярных владений СССР. В соответствии с китайскими долгосрочными прогнозами, к 2020 году по Севморпути пойдет от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока (при этом 10% китайского внешнеторгового оборота будет соответствовать 526 млрд. евро). Это значит, что через семь лет Китай планирует отправлять по Севморпути почти каждую шестую тонну экспортных грузов – причем плавание будут обеспечивать китайские, а не российские ледоколы.


В 2012 году ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») первым из китайских судов прошел по Севморпути в Баренцево море, а на обратном пути – из Исландии в Берингов пролив прямо через Северный полюс [фото ледокола «Сюэлун» URL: http:// barentsobserver.com/sites/barentsobserver.com/files/styles/grid_8/public/main/articles/xue_long_snow_dragon_sinoshipnews_com.jpg]. Вояж «Сюэлуна» «сильно воодушевил» китайские пароходные компании, приводит «South China Morning Post» слова директора китайского Полярного научно-исследовательского института Хуэйгеня Яна. Китаю как второй после США мировой экономической державы арктический маршрут даёт возможность сэкономить время и деньги. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал Севморпуть позволяет сократить путевое расстояние между Шанхаем и Гамбургом на 5200 км, подчеркнул Хуэйгень Ян. «Если маршрут будет конструктивно подготовлен, тогда он будет пользоваться спросом, причём огромным», – сказал Хуэйгень Ян в Осло на конференции по перспективам Арктики, организованной журналом «Economist» [URL: http://www.inosmi.ru/fareast/20130316/2070293 98.html].

Грузоперевозки в Китай начались ещё в 2010 году. Значимый коммерческий рейс по Севморпути состоялся в августе 2010 года. Высокотехнологичный двухкорпусной танкер «Балтика» нового поколения усиленного ледового класса дедвейтом 117 тысяч тонн принадлежащий судоходной компании «Совкомфлот» с объемом груза углеводородов в 70 тысяч тонн компании «Новатек» доставил газоконденсат добытый на Ямале в Китай по маршруту: Мурманск, Новая Земля, мысы Челюскин, Санникова, пролив Дежнева и дальше в сторону Южного Сахалина и Китая.

В сентябре 2010 из Норвегии в Китай Северным морским путем прошел транзитом балкер «Nordic Barents» - пятое иностранное торговое судно на трассах СМП в 1991-2010 гг. датской компании Nordic Bulk Carriers с грузом железорудного концентрата из Норвегии. Причем экипаж на балкере «Нордик Баренц» был в основном китайский, а руководили им три россиянина.

В 2010 году уникальный рейс, не имеющий до того аналогов в истории судоходства по СМП совершил дизель-электроход «Мончегорск», один из пяти арктических контейнеровозов ОАО «ГМК «Норильский никель». 16 сентября 2010 года «Мончегорск» отправился по маршруту Мурманск — Дудинка — Пусан — Шанхай — Находка — Дудинка. Ровно через два месяца, 16 ноября, судно вернулось в Дудинку. Рейс был действительно уникальным, ранее никто через Арктику в Азию без проводки ледоколами не ходил. «Мончегорск» отвез металл «Норильского никеля» в Китай, то есть непосредственно потребителю. На дорогу до Шанхая и обратно дизель–электроход потратил 58 суток, в том числе ходовое время — 41 сутки. Общее расстояние, пройденное за круговой рейс Дудинка-Проведения-Пусан-Шанхай-Находка-Дудинка - 11 320 морских миль, средняя скорость на морских переходах - 11,5 узла [URL: http://narfu.ru/aan/Russian_Arctic_Lukin/index.php].

Военно-техническое сотрудничество. Ещё одна важная тема связана с поставками вооружений в Китай. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке самолетов Су-35 и многоцелевых подводных неатомных лодок класса "Лада" четвертого поколения, о чем сообщило центральное телевидение Китая (CCTV) . По данным телеканала, согласно документу, КНР закупит у России 24 самолета Су-35. Помимо этого, стороны договорились о продаже Китаю четырех подводных лодок класса "Лада" [URL: http://static.vestiua.com/set/top/002617.jpg].

Подлодки класса "Лада" отличаются повышенными характеристиками по вооружению, акустической и навигационной аппаратуре. Как отмечают в Пекине, достигнутые договоренности в случае реализации станут первой за последнее десятилетие крупной поставкой российского вооружения в Китай. По оценкам китайской стороны, в будущем КНР и Россия могут расширить взаимодействие в области поставок вооружения, в частности, речь может идти о закупке Китаем российских зенитных установок С-400, тяжелых двигателей 117С, транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78. [РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20130325/928843904.html#ixzz2OeH21zsX].

 Ю.Ф. Лукин, д.и.н., профессор, главный редактор журнала «Арктика и Север»

Возврат к списку


 

Арктические новости