Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Арктические новости

25.01.2011

Эксперт: Создание Саамского парламента

Эксперт: Создание Саамского парламента продиктовано политическими интересами, а уже потом — необходимостью сохранения культуры

Опубликовано: URL: http://www.arnews.ru/news/1367453.html (дата обращения: 25.01.2011)

В декабре 2010 года в Мурманской области был образован Саамский парламент. Новый представительный орган призван защищать интересы около 2 тысяч жителей Кольского полуострова. О том, насколько необходим парламент малочисленному народу и о возможных последствиях его создания корреспондент ИА REGNUM побеседовал с профессором Поморского государственного университета, директором Института управления и регионологии Юрием Лукиным.

ИА REGNUM: Юрий Федорович, зачем, на Ваш взгляд, создан Саамский парламент?

Понятно, что создание любого парламента является не вопросом культурного самоопределения. Создаётся ведь не культурно-национальная автономия, не землячество, диаспора или новая самоуправляемая община саамского народа. Создание парламента — это чистейшей воды политика, и в первую очередь политическая акция, отношения по поводу власти, а потом уже сохранение языка, культуры, экологии. В Арктике к этому ещё добавляется запах нефти и газа, влияние Штокмановского проекта на этнополитическую ситуацию. За созданием парламента может последовать требование предоставить долю ресурсов, бюджета и так далее.

ИА REGNUM: Насколько обоснованы опасения тех, кто видит в создании таких структур угрозу раскола единого народа?

Давайте смоделируем подобную ситуацию и её возможные последствия в глобальном масштабе. Современный этнокультурный ландшафт глобального социума включает 10 000 культур и 6 900 языков, которые образуют тысячи традиционных систем знаний. Теперь выскажем гипотезу, что все существующие этносы, носители своих культур и языков, создают парламенты, сформированные исключительно по этническому признаку. В мире появляются тысячи парламентов, как инструментов политической власти каждого этноса, большого и маленького. Саамский парламент России объединяется с саамскими парламентами Норвегии, Швеции, Финляндии в Нордическую федерацию саамского народа и требует себе затем представительства в Совете Европы, в ООН. Сейчас в мире насчитывается 250 стран и территорий, в том числе 192 государства-членов ООН. А будет триста, пятьсот, тысяча... государств, образованных по этническому признаку. Процесс пошёл, — как говорил первый президент канувшего в лету СССР. Детали политического самоопределения этносов в Европе уже отработаны на примере Косово. Кто следующий? Саамы? Баски? Курды? А может русские?

Вслед за саамами потянутся поморы. Губернатор Архангельской области в своем Послании областному Собранию 21.12.2010 объявил 2011 год годом Поморской культуры.14 января состоялось заседание оргкомитета, на котором обсуждались около 40 социально-экономических, культурных мероприятий. В рамках года Поморской культуры будут проводиться многочисленные мероприятия по развитию культурного и исторического наследия, по поддержке людей, ведущих традиционные промыслы на побережье Белого моря, популяризации поморской культуры за пределами нашего региона. Замечательно! И против этого наверно никто не будет возражать. Однако почему-то стыдливо ни в одном из этих мероприятий вы не встретите даже упоминания о русской культуре, о русских поморах?

Я за русских поморов, за российское Поморье, за культуру русских поморов! Но я не понимаю, почему бездумно к месту и не к месту надо всё время употреблять концепт «поморы» без прилагательного «русские»? Говорить «Поморская культура», а не «культура русских поморов»? Зачем отождествлять всю Архангельскую область с интернациональным понятием «Поморье», а не с «Русским Севером», например? Это ведь не такие уж безобидные вещи, как может показаться на первый взгляд. Зачем нам то ещё самим в нашей стране раскалывать единый русский народ? У нас что не осталось больше никаких других проблем или хотели как лучше?

Не исключено, что вслед за саамами о своём желании создать Ненецкий парламент по модели саамского заявят ненцы, проживающие в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Грешен, я когда-то и сам изучал такую возможность. Сегодня я предлагаю на первое место поставить не политику, а культуру.

Представим, что в России создаётся 142, а то и все 182 парламента. И всё прощай наша Russia! Девяностые годы со знаменитым ельцинским призывом к регионам: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить», — покажется всем нам детским лепетом, забавной фразой.

ИА REGNUM: Как Вы относитесь к тому, что правами саамов на доступ к незагрязненным ресурсам Арктики обеспокоились в Европарламенте? Таит ли это в себе угрозу для России? Вообще, это как-то отразится на внутриполитических решениях России относительно прав малочисленных народов?

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) представляет собою фактически европейский клуб представителей парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы. Это типичная международная площадка для разговора, дискуссий, обмена мнениями по проблемам современного общества и различным аспектам международной политики. По большому счету это обычные январские «посиделки» 318 членов Ассамблеи и их заместителей в Страсбурге. Члены Ассамблеи от Российской Федерации конечно же имеют возможность довести решения ПАСЕ до сведения российского правительства. Окажет ли это влияние на наше правительство? Отвечая дипломатически, можно сказать, что да. Разве кто-то в России из состава правительства или Совета Федерации, Государственной Думы ФС, находясь в здравом уме, будет возражать против укрепления культурных и лингвистических прав российских саамов, проживающих на Кольском Севере России? Однако думаю, что на российскую власть и социум гораздо большее влияние оказал декабрьский «бунт» на Манежной площади у стен Кремля.

Угрозы в поднятии таких тем для нас нет. Угроза, скорее, таится в нас самих. В нашей аполитичности и социальной пассивности. В сложившейся напряженности в межнациональных отношениях между народами России на бытовом и культурном уровне. Извне только подливают масла в огонь. А тушить разгорающийся не первый год пожар придётся нам самим.

ИА REGNUM: Какие проблемы коренных народов Вы выделяете в первую очередь?

В государственном управлении Арктической зоной и Севером России сегодня соединяются функционально очень разные этнокультурные процессы, требующие обоснованных системных решений по проблемам: во-первых — сохранения культуры, языка, знаний и ценностей, эффективной позитивной адаптации коренных малочисленных народов к реалиям современной жизни в условиях глобализации с учетом международного опыта; во-вторых — обеспечения равных прав, устойчивого развития для всего коренного постоянного населения Арктики и Севера России, включая старожильческое русское население, русских поморов, саамов, ненцев, коми, якутов и других народов Севера.

Что касается статуса коренного народа, то в этом необходимо очень внимательно разобраться. Если речь идёт только о льготах и привилегиях для малочисленных народов Севера, связанных с рыбными квотами, охотой, рыбной ловлей, владением землёй и морскими угодьями, то почему бы не распространить эти правила для всего коренного населения, веками проживающего на севере, в том и числе русских, коми, якутов, ненцев, саамов и др. Статус коренного народа в этом случае может быть применён ко всему старожильческому населению, веками проживающему на Севере России, исключая пришлое население в первом поколении, мигрантов, вахтовиков. Русские сегодня являются фактически и коренным народом Севера и основной титульной нацией в России.

Предлагаемый порядок равных прав для всех этносов без всяких исключений в разы бы уменьшил бюрократические ограничения со стороны государственной машины для населения северных территорий страны и резко сократил бы возможности для коррупции при проведении конкурсов по выделению всяких квот и выдаче разных разрешений. Плюс ещё экономия расходов и возможность изменения функций управления, его переориентация на контроль соблюдения прав Nord men — северного человека без акцента на его этническое происхождение, национальность. При таком подходе отнюдь не умаляется роль коренных малочисленных народов Севера, а многократно возрастают их возможности в реализации установленных законом прав. Я за равенство прав всех без исключения народов на территории России — больших и малых, за демократическую диктатуру закона.


Возврат к списку