Об издании Редакционная политикаАвторам Архив Поиск Арктические новости Арктическая энциклопедия









 
 

Арктические новости

09.09.2021

III Северный Форум по устойчивому развитию «Изменения климата и реакция многолетней мерзлоты»

27-30 сентября 2021 года состоится III Северный Форум по устойчивому развитию «Изменения климата и реакция многолетней мерзлоты».
"Северный форум по устойчивому развитию (далее – Форум) – постоянно действующая с 2019 года ежегодная международная экспертная площадка для обсуждения проблем и перспектив устойчивого развития Севера и Арктики.

Основная идея Форума – объединить креативные силы всего мира в решении проблем устойчивого развития регионов Севера и Арктики.

В 2015 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН были определены 17 Целей устойчивого развития в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в реализацию которой должны быть вовлечены не только правительства, но и транснациональные компании, благотворительные фонды, общество, неправительственные организации, ученые по всему миру.

На сегодняшний день концепция устойчивого развития стала ключевой и для регионов Севера и Арктики– это вызов глобального уровня, для решения которой требуется развивать всеобъемлющее международное сотрудничество. С одной стороны, в будущем хозяйственное освоение Арктического региона может стать перспективным. С другой стороны, этот регион обладает хрупкой экосистемой, забота о которой должна быть проявлена уже сегодня не только со стороны приполярных государств, но и со стороны неарктических стран, интересующихся его развитием."

Подробнее

08.09.2021

Журавель В.П. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования)

В статье рассмотрено становление и развитие Арктического совета (АС, Совет) с 1996 по 2021 гг. Отмечается, что Совет создан как межправительственный «форум высокого уровня» для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. Характеризуется статус, структура и организация деятельности Совета. Подчеркивается, что АС не занимается вопросами военной безопасности. На постоянной основе в его деятельности принимают участие шесть организаций коренных народов и 13 государств-наблюдателей АС. Во второй части статьи автор анализирует итоги председательства Канады, США, Финляндии, Исландии, России, Норвегии, Дании и Швеции в Арктическом совете с 1996 г. по настоящее время. Раскрывая вопросы преемственности в председательстве государств-учредителей АС, акцентирует внимание на новых подходах стран в освоении и развитии Арктики через деятельность рабочих групп, при этом впервые исследуется вопрос вхождения в состав АС межправительственных и неправительственных организаций. Отмечается рост авторитета и престижа организации на арктическом направлении. Анализируются подготовка РФ к председательству в АС (2021-2023 гг.), ее программа и основные мероприятия. 

Текст статьи
24.06.2021

Опубликован № 43 журнала "Арктика и Север"

Опубликован № 43 журнала "Арктика и Север". Выпуск состоит из 15 статей, 267 страниц. Авторы изучают прошлое Арктики, рассматривают перспективы международного сотрудничества, подводят итоги и планируют развитие арктической российской науки. Ознакомиться с полным текстом статей № 43 можно здесь: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?SECTION_ID=12060
20.05.2021

Отток населения – препятствие для развития Заполярья

Валерий Петрович Журавель – руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, о том как Россия подготовилась к председательству в Арктическом совете.

В Рейкьявике 19–20 мая происходит передача председательства в Арктическом совете от Исландии к Российской Федерации. Успех этой двухлетней деятельности во многом будет зависеть от уровня проведенной в стране подготовки, складывающейся международной обстановки, в том числе в Арктическом регионе, готовности и желания показать все лучшее, что есть в российской Арктике, а также, что немаловажно, затушевать перед зарубежными партнерами наши проблемы и недостатки на Крайнем Севере.

Создание Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, обновление состава и планов работы Госкомиссии по развитию Арктики, постоянное внимание президента, правительства и Совбеза страны к проблемам Арктического региона привели к тому, что вопросы начали решаться оперативнее, эффективнее и со значительной перспективой на будущее.

В 2020–2021 годах была сформирована новая система стратегических документов, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Были приняты Основы госполитики и Стратегия развития АЗРФ до 2035 года. Началось их выполнение. Правительство в марте утвердило Госпрограмму социально-экономического развития АЗРФ с общим объемом финансирования более 15 млрд руб. на период 2021–2024 годов, а в апреле одобрило Единый план, состоящий из 268 мероприятий. Его выполнение направлено на повышение качества жизни людей и предусматривает создание новой системы социальных гарантий для северян.

Ранее, 13 июля 2020 года, вступил в силу закон о господдержке предпринимательской деятельности в АЗРФ. Льготный режим, что очень важно, касается налогов, кредитов, таможни, плановых проверок бизнеса и др. Все российское Заполярье было объявлено свободной экономической зоной. Обращается внимание на необходимость дальнейшего раскрытия мощного ресурсного потенциала АЗРФ, активизацию геолого-разведочных работ.

Запланированы перспективные проекты в регионах: реконструкция аэропорта Мурманска, строительство автодороги Нарьян-Мар–Усинск, расширение морских портов Певек и Сабетта, развитие туристической отрасли в Якутии и Карелии. Правительство утвердило семь инвестиционных проектов с государственной поддержкой. Ожидается, что общий объем инвестиций в эти проекты превысит 200 млрд руб. Развитию потенциала Арктики будет способствовать реализация проекта Северного широтного хода, о котором недавно говорил Владимир Путин в Послании Федеральному собранию.

В последнее время в России расширяется состав ледокольного флота, реализуются крупные международные инновационные проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Объем перевозок по Севморпути в 2020 году составил 33 млн т. Дан толчок к социально-экономическому развитию ЗАТО Мурманской области, Норильска и моногородов Воркута и Инта в Республике Коми. Повысились требования к соблюдению экологических норм в Арктике. Утверждены стандарт ответственности резидентов АЗРФ во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами, проживающими в Арктической зоне, а также программа государственной поддержки их традиционной хозяйственной деятельности.

К сожалению, на выполнение запланированных мероприятий и проектов будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения. В связи с активизацией экономической деятельности в Арктическом регионе обострилась проблема привлечения трудовых ресурсов и создания для специалистов необходимых условий для работы и жизни в вахтовых поселках. В Ямало-Ненецком автономном округе ежегодно вахтовым способом работает более 100 тыс. человек, или 25% от всех занятых в региональной экономике. Требуется разработка механизма и экономически эффективной модели поддержки «северного завоза». В настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм централизованной координации, контроля госзаказа и снабжения труднодоступных районов Крайнего Севера. Для решения этих вопросов необходим федеральный закон.

На ход и результаты председательства России в Арктическом совете могут отрицательно сказаться рост конфликтного потенциала в Арктике и неконструктивные действия коллективного Запада. Страны НАТО преисполнены решимости продолжить политику сдерживания Российской Федерации. Север Норвегии становится одним из самых милитаризированных регионов Скандинавии, что угрожает безопасности России. Под предлогом защиты морской среды происходит вытеснение российских рыбопромысловых судов из незаконно установленной Норвегией рыбоохранной зоны архипелага Шпицберген. Из-за позиции Осло по сокращению парниковых газов от добычи и использования угля возможно закрытие ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», что в совокупности повлечет потерю влияния России в этом районе.

Хотелось бы, чтобы председательство в Арктическом совете кроме запланированных общих мероприятий стало мощным фактором консолидации России, чтобы все граждане страны осознали себя жителями арктической державы, желали жить, создавать семьи и работать в Арктике. По подобию кадетских классов, к примеру, необходимо предусмотреть создание сети специализированных арктических классов в школах субъектов АЗРФ, а также в других населенных пунктах России. Важно добиться достижения среднероссийского уровня жизни населения арктических территорий, полного и своевременного выполнения национальных проектов.

Есть надежда, что Россия в период своего председательства приложит все силы к тому, чтобы Арктика оставалась территорией низкой политической напряженности и успешного развития многостороннего международного сотрудничества. 

https://www.ng.ru/kartblansh/2021-05-19/3_8151_kartblansh.html

11.05.2021

План основных мероприятий в связи с председательством Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах

В 2021–2023 годах в соответствии с принципом ротации к Российской Федерации переходит пост председателя в Арктическом совете. Премьер-министр Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил План основных мероприятий, в который включены 116 мероприятий. Первое официальное мероприятие – 12-ая Министерская сессия Арктического совета, переход председательства к России – запланировано на 19-20 мая 2021 года.
23.03.2021

Опубликован № 42 журнала "Арктика и Север"

Выпуск состоит из 15 статей, 283 страниц. В начале выпуска – специальный раздел "Социально-экономическое развитие арктических регионов", в котором опубликованы статьи ученых Финляндии, Норвегии, России, Японии о более глубоком понимании Арктики. Авторы твердо убеждены в том, что академическому сообществу необходимо продолжать наводящую на размышления эмпирическую и теоретическую работу, касающуюся социально-экономического развития Крайнего Севера. Раздел составлен при активном участии г-на Тимошенко К.Ю., организатора данного проекта с норвежской стороны и соавтора вступительной статьи. Редакция журнала очень признательна г-ну Тимошенко К.Ю. за серьезную работу, проведенную при подготовке данного выпуска. 
Важный материал размещен в разделе "Политические процессы и институты" – статья В.П. Журавеля, в которой "анализируется первый год председательства Исландии в Арктическом совете,.. раскрываются основные приоритеты деятельности, .. рассматриваются принимаемые меры по противодействию пандемии среди общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ ... и вопросы российско-исландского сотрудничества на современном этапе".  

Ознакомиться с полным текстом статей № 42 можно здесь